Персональный сайт Александра Тауениса » Рекорд ВЦ-311

Рекорд ВЦ-311

Рекорд ВЦ-311 — первый серийный цветной телевизор производства завода «Электросигнал», г. Воронеж. В 1983 году, когда эта модель поступила в магазины, она сразу стала любимой у покупателей. Большой экран 51 см, яркие цвета, удобное управление, низкая потребляемая мощность (95 Вт), уменьшенный до 30 кг вес, и сравнительно низкая цена в 610 рублей оказались достоинствами модели на рынке. Телевизор относился к III классу, но сделан на унифицированных модулях телевизоров II класса, что даёт высокое качество изображения и хорошее качество звука. Через год завод освоил производство следующей модели, Рекорд ВЦ-381, но несколько лет они выпускались параллельно.

Телевизор отличается от предшественников чуть меньшим кинескопом (51 см против 61 см), а также значительно меньшим электропотреблением. Новый кинескоп имеет «самосведение» лучей, что упрощает телевизор, и при этом обеспечивает великолепную цветопередачу по всей площади экрана. Применена новая схема строчной развёртки на транзисторе, а также совершенно новый импульсный блок питания. Вместо сенсорного блока выбора программ, всегда включающегося на 1-й программе, установлен кнопочный блок с механической фиксацией (со «стреляющимися» кнопками). В остальном, телевизор собран на готовых модулях от телевизоров «Рубин Ц-201» и подобных. Корпус из ДСП с покрытием лакированной текстурной бумагой.

История модели восходит в 1978 год, когда конструкторы разных предприятий совместными усилиями сделали замену унифицированным ТВ УПИМЦТ-61-II. Практически одновременно были выпущены опытные образцы Янтарь Ц-301, Янтарь Ц-310, Фотон Ц-310, Рекорд ВЦ-310 (4УПИЦТ-51-III-1). По разным причинам, дальше единичных опытных партий производство не пошло. Известно, что в 1980 году в гор. Москве поступили в продажу Рекорды ВЦ-310, и такой был у моей родственницы более 10 лет.

Рекорд ВЦ-310

Фото из интернета.

Начало сборки в Воронеже первых цветных телевизоров «Рекорд-ВЦ-310»
В начале декабря 1978 года на воронежском заводе «Электросигнал» были собраны первые цветные телевизоры «Рекорд-ВЦ-310». Это была очень весомая инновация для советских телезрителей, которые желали смотреть новостные, спортивные и развлекательные программы в цвете. Новое цветное телевидение отлично демонстрировало достижения отечественной науки, позволяло наглядно улучшать качество жизни.

Областная газета «Коммуна» писала по этому поводу: «Сложная задача была поставлена перед электросигнальцами – не уменьшая выпуска чёрно-белых, освоить производство цветных аппаратов. Ещё в сентябре некоторые цехи приступили к изготовлению новой продукции. 21 сентября в цехе пластмассовых изделий вышла «молния», сообщавшая о выпуске первой детали, 22 сентября в штамповочном была изготовлена вторая… Но только в начале ноября все детали поступили в узловые цехи для сборки плат, узлов. Большую работу провели участки мастеров Т.С. Капцураж и Н.А. Коняевой из цеха №47. Именно этим коллективам было доверено право провести ответственную работу. Отлично справились с ней Л.Т. Кульнева, Н.И. Жемчужникова и многие другие. Параллельно с этим вели работу по сборке блока питания в цехе №35 на участке мастера С.Ф. Трубникова, а коллектив мастера Н.Т. Вишневецкой собирал блок управления, плату кинескопа, модуль управления и синхронизации, развёртки.
Вспомогательные службы и цехи завода готовили и оснащали участок, где предстояло вести окончательную сборку и регулировку цветного телевизора. И вот все заботы позади. Хозяевами нового участка стали монтажники и регулировщики. Они ведут сборку первых цветных телевизоров. Первый из них – «Рекорд-ВЦ-310» — уже собран».
Следует отметить, что выпускаемый воронежским заводом «Электросигнал» цветной телевизор «Рекорд-ВЦ-310» оставался одной из лучших моделей среди отечественных телеприёмников — он был гораздо более лёгкий, чем его ламповые собратья, реже ломался и давал хорошую цветопередачу с яркой и насыщенной палитрой.

Меркулов П. Цветной «Рекорд» засветился // Коммуна. 1978. 6 дек.

По рассказам с Воронежского Исторического Форума, первое время не было освоено производство кинескопов 51ЛК2Ц, и закупались американские кинескопы 21″ фирмы RCA. С 1983 года Воронежский завод электровакуумных приборов освоил выпуск таких ЭЛТ, и это дало зелёный свет электронной промышленности. В обновлённой модели Рекорд ВЦ-311 (4УПИЦТ-51-С-1) немного модернизировали схему. Если судить по источнику, изменения коснулись блока питания БПП-2 (с модулями МГ-2 и МВ-2) вместо БПИ, добавили модуль EW-коррекции М3-4-11, новые селекторы каналов СК-М(Д)-24, и унифицированный переключатель программ КВП-2-1.

Интересно, что на плате есть место для установки деталей под кинескоп без самосведения. Это был задел под унификацию с Фотон Ц-220 (4УПИЦТ-61-С-1). В ВЦ-311 эта часть платы не используется, а симферопольский Фотон Ц-220 повторил неудачную судьбу модели Ц-310. Чуть подробнее можно почитать в МРБ, выпуск №1127.

После начала производства Рекорда ВЦ-381 (3УСЦТ-51-15), схема модели ВЦ-311 вновь изменилась, и на задней стенке уже стали писать тип 3УСЦТ-П-51-1. От настоящего 3УСЦТ, не «П» (переходного), достался целиком модуль питания МП-3-3 и питание накала кинескопа от ТВС (как в модулях МС-3). В первоначальной версии кинескоп питался стабилизированным напряжением +6,3 В от БП. Параллельно ВЦ-311 и ВЦ-381 выпускались до 1987 года.

Экспонат в коллекции выпущен в январе 1984 года. В конце декабря 2022 года кто-то устроил уборку, и выставил старый «зомбоящик» прямо в сугроб. На нём не было задней крышки, нескольких колпачков кнопок, а также высоковольтного узла. Некомплектность не помешала забрать аппарат, и немедленно приступить к восстановлению. Забегая вперёд — 31 декабря на нём уже удалось посмотреть новогодние шоу.

Сразу обратил на себя внимание кинескоп. Вместо петли размагничивания, на нём магнитный экран, разделённый на две половины. Между половинами экрана катушки, на заводских пайках подключённые к БПП-2. Отклоняющая система полна надписей на английском языке, в том числе «Made in Mexico». К сожалению, на кинескопе этикетка не сохранилась, но он заводской, никогда не менялся. По всей видимости, мне попался один из ВЦ-311, собранных на ранее закупленных кинескопах RCA.

Осмотр показал отсутствие УН с крепежом, в строчной развёртке R73, R74, R76 и следы копчения гетинакса на их местах, пробитый VT9, взорванный конденсатор по +135В в блоке питания, ещё по +15В был надутый, и просто много заводского «сушняка» (ESR-метр намекнул, что им место в ведре). Видимо, БП ушёл в разнос, не выдержал умножитель, потянул за собой варистор и резисторы, и последним сдался КТ838А. В запасах нашлось всё, кроме крепежа УН (он тут необычно крепится, через две текстолитовые пластины) и варистора СН1-1-1500. Думал, думал что бы поставить… В итоге временно закрепил УН под 90 градусов на кронштейне от модуля МС-41, а варистор деталь более сложная в замене. Делитель R72-R74-R88-R89 служит для снижения исходных +1500В до стабильных 800В, которые подаются на регулятор ускоряющего напряжения R90. Как временная мера, вместо варистора R73 пришлось впаять резистор 270 кОм 2 Вт. Позже оказалось, что номинал был рассчитан неверно.

Поменял конденсаторы в блоке питания (на фото они уже новые), установил недостающие детали, включаем! Сначала я забыл проверить VT9, и был коротыш по +130 вольтам. Блок питания БПП-2 отработал перегрузку как положено, войдя с громким писком трансформатора в режим защиты. Если отключить разъём к ОС, разорвав цепь +130 В, появляется звук в динамике и все напряжения с БП. Заменил транзистор, можно включать. Появился растр, мелькающий всеми цветами. И даже удалось настроиться на канал (с кабельного ТВ). Яркость растра показалась тускловатой, и даже поднятие ускоряющего напряжения штатным регулятором помогло слабо. Интересно, что телевизор также слабо реагирует на регулятор контраста.

Причиной режима «гирлянды» с мигающими цветами оказались плохие пайки модулей видеоусилителей, а также отходящий контакт в подстроечных резисторах рядом с ними. Вечная проблема всех УПИМЦТ, УПИЦТ, УСЦТ-П, УПЦТ-П. Не зря потом в 3УСЦТ распяли видеоусилители на модуле цветности, и отказались от подстроек. После беглой регулировки на глаз стало ясно, что кинескоп вполне себе бодр, да и вообще телевизор в хорошем состоянии.

Регулировка видеоканала 3УСЦТ-П такая же, как у других телевизоров на модулях УМ (М2-4-1). Для начала надо выставить среднее ускоряющее напряжение. Тут оказалось, что в среднем положении регулятора на ПК, экран практически гаснет. На плате развёрток напряжение на C48 (фильтр +800В, поступающих на плату кинескопа) упало до 630 вольт. Надо искать варистор! Поставил СН1-1-1500, напряжение поднялось до 800-830 В, и кинескоп засветился немного ярче. Переходим к видеоканалу. Самое первое, что нужно — выставить средний цветовой тон. Для этого на регуляторах есть риски. Подаю сигнал чёрного поля, убавляю яркость в ноль — на катодах кинескопов все 210 вольт. Много! Тут выручают резисторы R20, R25, R30 — уровень чёрного R/G/B. Ими удалось выставить номинальные 170 вольт. Далее нужен осциллограф. Выключается цветность, подаётся сигнал цветных полос (в нашем случае — градаций яркости), яркость и контраст на 100%, и можно орудовать R38, R41, R44 (размах R/G/B). Ими выставляется одинаковый размах видеосигнала на каждом из трёх катодов. По хорошему, надо выставить 170 вольт, но почему-то один модуль настолько хорош. что меньше 180 не смог выдать. Ладно, делаем везде 180 В. Кинескоп засветился как прожектор, и сразу с идеальным балансом белого. Я такого не ожидал. Теперь убавляю ручку яркости в 0, и убавляю ускоряющее напряжение до еле-заметного свечения экрана слева. Регулировка закончена, можно включать интересные телепередачи, и наслаждаться великолепной картинкой… Или стоп, ещё рано?

Несмотря на великолепное качество изображения при выключенном тумблере цвета, отличную регулировку яркости и контраста, насыщенные цвета, немного раздражает зеленоватый оттенок при включённом цвете. Раз оттенок есть лишь на цветных телепередачах, то дело в формировании зелёного цвета из двух цветоразностных. Вынимаю модуль яркостного канала и матрицы УМ2-3-1. Оказалось, на нём высохли два неполярных электролитических конденсатора — С21, С22. Эта схема интересна тем, что там одинаковое смещение обоих полюсов конденсатора, тем самым можно ставить даже полярные конденсаторы, но любой полярностью. Меняю на обычный 10 мкФ 50 В, и картинка стала великолепной. Даже не потребовалась подстройка модулей. Наконец-то картинка радует глаз, как на хорошем телевизоре!

Самое время поставить селектор каналов СК-Д-24. А то с одними лишь метровыми каналами скучно. В схемах из интернета есть небольшая ошибка в разводке СК-Д. Она тут такая же, как в 3УСЦТ-51-15/16. В исполнении без ДМВ, имеется перемычка со входа ПЧ ДМВ на массу и отсутствует резистор R16. В исполнении с ДМВ, перемычки нет и есть этот резистор. Также не хватает второго антенного гнезда, вместо которого заводская заглушка. Что ж, доработать недолго. Заодно можно поменять «метровое» антенное гнездо, которое от времени почти развалилось.

На фотографиях показано как всё было с завода (1 снимок), а также доработка для подключения селектора СК-Д-24 (2 фото). Осталось вставить селектор, и закрепить его винтами через дистанционную проставку.

Заводская электрическая схема телевизора Рекорд ВЦ-311 / ВЦ-311Д (3УСЦТ-П-51 выпуска 1984-1985 годов).



Оставить комментарий

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.