Урал-Авто-2
Радиоприёмник автомобильный "Урал-Авто-2"
В 2011 году был обнаружен выброшенный приёмник "Урал-Авто-2"…
Автомобильный радиоприёмник »Урал-Авто-2», выпускавшийся на Сарапульском радиозаводе имени Орджоникидзе с 1974 года по середину 90-ых (конкретно этот — в ноябре 1992 года), является комбинированным в плане места работы — он может работать как в легковых автомобилях Москвич-408/412 (видео), Иж-2125 "Комби", ВАЗ-2101/2102/21011, ЗАЗ-968М, так и как переносной, работающий от батарей на встроенные динамик и антенну. Он поддерживает все распространённые диапазоны, в т.ч. различные коротковолновые. По параметрам радиоприёмник считается аппаратом 3 класса (однако часть приёмников по сведениям от людей была выпущена под маркой "Урал-Авто-202"). При работе в машине, он питается от бортового аккумулятора, приём ведется на автомобильную антенну, вывод звука идёт на аккустическую систему автомобиля. В автомобиле приёмник помещается в кассету-держатель (фото А. Жимонова) в которой расположен преобразователь питания 12В-9В (приёмник рассчитан на 9В, но выдерживает до 25В). Кассета монтируется к задней части приёмника.
После изъятия приёмника из автомобиля и подключения "переносной" кассеты (фото из интернета), он превращается в переносный и питается от 6 батарей типа 373, суммарным напряжение 9V. Звук воспроизводится встроенным громкоговорителем. В диапазонах ДВ, СВ приём производится на магнитную антенну, в KB и УКВ на телескопическую или автомобильную. Выпускался приёмник на Сарапульском радиозаводе им. Орджоникидзе (ЗиО) в 70-90-ых годах XX века.
К сожалению, ни одной кассеты для приёмника не нашлось, поэтому пришлось
сделать переносную кассету
самому с помощью проводов и куска железа.
Приёмник Урал-Авто-2 имеет встроенный динамик для работы вне автомобиля. Но
чтобы включить его, нужно на колодке контактов замкнуть контакты №5 и 6, родная кассета
для переносного режима их замыкает. Контакты я замкнул куском железа от корпуса старой
батарейки типа "Крона".
Далее подключил к правому (если смотреть на УА-2 сзади) контакту «+» источника
питания (батарейки на 9V), а к «выключателю встроенного динамика» «минус» батарейки. Приёмник заработал. Впоследствии
эта временная схема была заменена на провода, припаянные к контактам разъёма (фото).
У моего экземпляра кроме контейнера для батареек отсутствовали также ручка для
переноски и телескопическая антенна. Антенна была заменена на разъём под зажим,
к которому подключается длинный провод (длинна порядка 1,5м, что приближённо
соответствует четверти длины волны УКВ — 1,16 м). Ручку пришлось изготовить
самому. Для её изготовления была взята полоска из нержавеющей стали шириной
около 2 см и длинной чуть более, чем ширина приёмника. Она была обработана
молотком, ножницами и сверлом под габариты приёмника. Крепление (фото)
было произведено к остаткам родного крепления ручки.
Опыт эксплуатации с питанием от "Кроны" показал недолговечность таких батареек, приёмник в режиме работы 4 часа в день по будням работал не более 3-х месяцев, после чего батарею приходится менять. Работоспособность "Урал-Авто-2" теряет при напряжении батарейки около 6,5В (без нагрузки). Поэтому был изготовлен блок питания на 9 вольт, который был подключён к штатному разъёму БП на боку корпуса приёмника. Разъём для "Кроны" я не убрал, поскольку наличие автономности никогда не мешает, а при воткнутом штекере внешнего БП колодка кассет, к которой я подключил разъём батарейки, обесточена.
У всех "Уралов-Авто-2" есть обрезанный провод в блоке УКВ (на фото ниже). Это контрольная точка для ОТК. Ничего страшного в этом нет. Фотография провода.
Было выпущено множество разных приёмников У-А-2 как по корпусу, так и по электрической схеме. Из лично увиденных могу отметить неплохо сохранившийся приёмник моего знакомого: вид спереди | вид сбоку | надписи сбоку и сзади.
Четыре элемента типа 373 дают не 9 В, а чуть больше ШЕСТИ вольт.
Точно! Удивляюсь, как допустил такую ошибку в тексте.
После редактирования:
Не 6 БАТАРЕЙ, а 6-ти гальванических ЭЛЕМЕНТОВ. Если БАТАРЕЯ, то это, МИНИМУМ, ДВА элемента.
Попробуйте это сказать в магазине. Не факт, что продавщица поймёт. 🙂