Персональный сайт Александра Тауениса » Рассвет-307-1

Рассвет-307-1

Рассвет-307-1 — один из самых массовых советских чёрно-белых ламповых телевизоров. Выпускались эти телевизоры с 1982 года на Красноярском телевизионном заводе. Базовая модель, просто Рассвет-307, выпускалась с 1975 года. По объёмам производства этот аппарат мог сравниться лишь с воронежским Рекордом В-312, которые покидали конвейер миллионными тиражами. С выпуска обе легенды советской промышленности сняли лишь на излёте перестройки.

Корпус телевизора традиционно фанерный, оклеенный текстурированной бумагой. Верхняя сторона телевизора характерно выделяется своими решётками для вентиляции. Спереди размещены ручка переключения метровых каналов (1-12 ТВК), чуть ниже регулятор громкости, совмещённый с выключателем, ручки контраста и яркости, и решётка динамика. С правой стороны ручка точной настройки на канал, а также регулировки режима развёрток телевизора. Слева находится разъём для наушников (который можно использовать для транспортировочного хранения вилки), а также регулятор размера изображения. Сзади ничего лишнего. Только антенное гнездо, сетевой провод с предохранителем, да вентиляционные решётки. Есть и немало разных заглушенных с завода отверстий, о которых я расскажу ниже. Внутри 13 радиоламп (не считая кинескопа) и 4 транзистора.

Телевизор имеет диагональ экрана 40 см при размерах корпуса 520х420х390 мм и массе 24 кг. Потребляемая мощность 140 Вт, звуковая мощность 0,5 Вт.

В основе Рассвета идейно лежит телевизор Воронеж-6 (Рекорд-64, УНТ-35), от которого, в общем, за 20 лет далеко не ушёл. Модель 307-1 (УЛПТ-40-III-1) отличается от предыдущей 307 (УЛПТ-40-III) более совершенным селектором каналов ПТК-11Д, условной возможностью установки селектора каналов ДМВ диапазона, для которого сделаны места в корпусе, а также мелкими изменениями по схеме. В свою очередь, относительно 306-й модели (УЛТ-40-III) введён новый звуковой канал, собранный на транзисторах КТ315, заменивших лампу 6Ф1П. Лампа 6П14П осталась на месте, что сохранило характерный окрас звука телевизора. В остальном, телевизор приближен к оригинальному УНТ-35 и УНТ-35-1 (УЛТ-35-III). В шасси не используются места для переключателя напряжения сети и разъёма приставки двухязыкового сопровождения (ПДС), поскольку в 1980-ых годах уже не было в них нужды.

Шасси узнаваемо схоже с УНТ-35, хотя это не УНТ, а более поздняя модель. Унификация взяла своё. Такой же штампованный каркас, держащий на себе кинескоп и все узлы приёмника. Такая же компоновка. Да, и схема, в общем, очень похожа. Калитка легко откидывается для удобства ремонта. В этих телевизорах обычным явлением была замена предохранителей или отдельных радиодеталей. Не говоря уже о лампах, которые имели ограниченный ресурс.

Чем интересна именно модель 307-1. Возможность установки селектора каналов ДМВ диапазона добралась и до УЛПТ-40. Однако, с какого-то момента, эту фичу благополучно сломали. 🙂 Вот для сравнения просто Рассвет-307 (кадр из видео с YouTube):

Можно видеть, что узел у антенных гнёзд изначально был такой же, как у предыдущих моделей. Также боковая панель с ручками была заметно короче. Оно и понятно, селектор каналов ПТК-10 имел сдвоенную ручку настройки, и поддержки ДМВ там не было от слова «совсем». В 1982 году его место занял ПТК-11Д со входом для подключения ДМВ селектора, и ручка точной электронной настройки заняла своё место сбоку. Когда-то сбоку находились ручки контрастности и яркости, но на Рассвете-306 их переселили вперёд, и место стало пустовать. И вот, свято место пусто не бывает. Также там появилась выштамповка под ручку настройки ДМВ каналов, а на шасси появилось место для размещения дециметровой приёмной части. Рядом с антенным гнездом разместились уши под СК-Д-22 с платой сопряжения, место под третье антенное гнездо и переключатель МВ/ДМВ.

Тем не менее, не обошлось без нелепых ошибок. В процессе выпуска Рассветов (и других УЛПТ-40), изменили плату радиоканала, добавив большущий конденсатор на углу платы (см. 3 фото). Из-за этого установка ручки настройки на ДМВ стала очень проблематична. Что бы ни было, в инструкции упоминалось, что можно заказать у телемастера установку селектора каналов ДМВ диапазона, и телевизор получит поддержку приёма 22-60 каналов, а не только первых 12 метровых.

Экспонат в коллекции выпущен в 1985 году. Ко мне он попал в 2013 году от одного хорошего человека, державшего телевизор «на будущее» как донор запчастей, но не успевшего начать его разбирать. Однако, наклейка «на запчасти» успела появиться. 🙂 До сих пор её не снимаю шутки ради. Телевизор был в полностью оригинальном состоянии, не считая двух утерянных ножек. Даже лампы все заводские. При включении, никаких признаков жизни, кроме накала ламп, не появлялось. Оказалось, что отошёл контакт в одном из держателей предохранителя. После чистки и поджима контакта, телевизор засветился. Удалось словить все тогдашние метровые каналы, несмотря на то, что антенное гнездо разбито.

Здесь изначально было 2 гнезда: прямое (1:1) и делительное (1:20). Второе было нужно только при чрезмерно сильном сигнале с антенны, и поэтому практически во всех телевизорах очень редко использовалось. Тут же прямое гнездо было когда-то сломано, и провода c него перепаяли на делительное вместо родных там. Которое, к слову, тоже уже начало рассыпаться. Такой там пластик, и так дёргали за антенный кабель когда-то.

Следующей неисправностью, которая стала заметна сразу после появления картинки, оказалась проблема с кадровой развёрткой. Изображение было сверху растянуто, в середине сжато, а снизу был небольшой заворот, особенно заметный при отсутствии сигнала. Много лет не мог найти причину этой неисправности, пока не набрался опыта ремонта ламповой аппаратуры. Портили картинку, разумеется, металло-бумажные конденсаторы БМТ-2. После замены их на импортные металло-плёночные, развёртка конкретно ожила. Но появился маленький заворот вверху. Заменил конденсатор К50-12, тоже улучшило ситуацию. И после замены выходной лампы 6П14П на другую (тоже Б/У) размер заворота упал до нескольких мм, и стал почти не заметен. Считаю такой результат пока удовлетворительным, т.к. особого качества изображения от аппарата III класса ждать не приходится.

Также тут не 1 свежести кинескоп. Чтобы получить более-менее вменяемую яркость, пришлось подогнать размер строк до минимального (увеличив анодное напряжение) штатным переключателем. Ужасную фокусировку тоже удалось немного улучшить, переставив провод из положения «В» в положение «Е».

Теперь в моих планах освежить косметику, смыв всю вековую пыль, и заменить тут кинескоп на новый (когда таковой удастся приобрести).



Оставить комментарий

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.