Рассвет-307-1
Корпус телевизора традиционно фанерный, оклеенный текстурированной бумагой. Верхняя сторона телевизора характерно выделяется своими решётками для вентиляции. Спереди размещены ручка переключения метровых каналов (1-12 ТВК), чуть ниже регулятор громкости, совмещённый с выключателем, ручки контраста и яркости, и решётка динамика. С правой стороны ручка точной настройки на канал, а также регулировки режима развёрток телевизора. Слева находится разъём для наушников (который можно использовать для транспортировочного хранения вилки), а также регулятор размера изображения. Сзади ничего лишнего. Только антенное гнездо, сетевой провод с предохранителем, да вентиляционные решётки. Есть и немало разных заглушенных с завода отверстий, о которых я расскажу ниже. Внутри 13 радиоламп (не считая кинескопа) и 4 транзистора.
Телевизор имеет диагональ экрана 40 см при размерах корпуса 520х420х390 мм и массе 24 кг. Потребляемая мощность 140 Вт, звуковая мощность 0,5 Вт.
В основе Рассвета идейно лежит телевизор Воронеж-6 (Рекорд-64, УНТ-35), от которого, в общем, за 20 лет далеко не ушёл. Модель 307-1 (УЛПТ-40-III-1) отличается от предыдущей 307 (УЛПТ-40-III) более совершенным селектором каналов ПТК-11Д, условной возможностью установки селектора каналов ДМВ диапазона, для которого сделаны места в корпусе, а также мелкими изменениями по схеме. В свою очередь, относительно 306-й модели (УЛТ-40-III) введён новый звуковой канал, собранный на транзисторах КТ315, заменивших лампу 6Ф1П. Лампа 6П14П осталась на месте, что сохранило характерный окрас звука телевизора. В остальном, телевизор приближен к оригинальному УНТ-35 и УНТ-35-1 (УЛТ-35-III). В шасси не используются места для переключателя напряжения сети и разъёма приставки двухязыкового сопровождения (ПДС), поскольку в 1980-ых годах уже не было в них нужды.
Чем интересна именно модель 307-1. Возможность установки селектора каналов ДМВ диапазона добралась и до УЛПТ-40. Однако, с какого-то момента, эту фичу благополучно сломали. 🙂 Вот для сравнения просто Рассвет-307 (кадр из видео с YouTube):
Можно видеть, что узел у антенных гнёзд изначально был такой же, как у предыдущих моделей. Также боковая панель с ручками была заметно короче. Оно и понятно, селектор каналов ПТК-10 имел сдвоенную ручку настройки, и поддержки ДМВ там не было от слова «совсем». В 1982 году его место занял ПТК-11Д со входом для подключения ДМВ селектора, и ручка точной электронной настройки заняла своё место сбоку. Когда-то сбоку находились ручки контрастности и яркости, но на Рассвете-306 их переселили вперёд, и место стало пустовать. И вот, свято место пусто не бывает. Также там появилась выштамповка под ручку настройки ДМВ каналов, а на шасси появилось место для размещения дециметровой приёмной части. Рядом с антенным гнездом разместились уши под СК-Д-22 с платой сопряжения, место под третье антенное гнездо и переключатель МВ/ДМВ.
Экспонат в коллекции выпущен в 1985 году. Ко мне он попал в 2013 году от одного хорошего человека, державшего телевизор «на будущее» как донор запчастей, но не успевшего начать его разбирать. Однако, наклейка «на запчасти» успела появиться. 🙂 До сих пор её не снимаю шутки ради. Телевизор был в полностью оригинальном состоянии, не считая двух утерянных ножек. Даже лампы все заводские. При включении, никаких признаков жизни, кроме накала ламп, не появлялось. Оказалось, что отошёл контакт в одном из держателей предохранителя. После чистки и поджима контакта, телевизор засветился. Удалось словить все тогдашние метровые каналы, несмотря на то, что антенное гнездо разбито.
Здесь изначально было 2 гнезда: прямое (1:1) и делительное (1:20). Второе было нужно только при чрезмерно сильном сигнале с антенны, и поэтому практически во всех телевизорах очень редко использовалось. Тут же прямое гнездо было когда-то сломано, и провода c него перепаяли на делительное вместо родных там. Которое, к слову, тоже уже начало рассыпаться. Такой там пластик, и так дёргали за антенный кабель когда-то.
Следующей неисправностью, которая стала заметна сразу после появления картинки, оказалась проблема с кадровой развёрткой. Изображение было сверху растянуто, в середине сжато, а снизу был небольшой заворот, особенно заметный при отсутствии сигнала. Много лет не мог найти причину этой неисправности, пока не набрался опыта ремонта ламповой аппаратуры. Портили картинку, разумеется, металло-бумажные конденсаторы БМТ-2. После замены их на импортные металло-плёночные, развёртка конкретно ожила. Но появился маленький заворот вверху. Заменил конденсатор К50-12, тоже улучшило ситуацию. И после замены выходной лампы 6П14П на другую (тоже Б/У) размер заворота упал до нескольких мм, и стал почти не заметен. Считаю такой результат пока удовлетворительным, т.к. особого качества изображения от аппарата III класса ждать не приходится.
Также тут не 1 свежести кинескоп. Чтобы получить более-менее вменяемую яркость, пришлось подогнать размер строк до минимального (увеличив анодное напряжение) штатным переключателем. Ужасную фокусировку тоже удалось немного улучшить, переставив провод из положения «В» в положение «Е».
Теперь в моих планах освежить косметику, смыв всю вековую пыль, и заменить тут кинескоп на новый (когда таковой удастся приобрести).
Поделиться в соцсеть
Оставить комментарий