Горизонт-723
Идея сделать серийный телевизор с акустической колонкой родилась у инженеров из Белорусской ССР в 1972 году. Тогда был создан чёрно-белый телевизор «Горизонт-104», первый в СССР имевший выносную акустику. В дальнейшем на базе унифицированного телевизора «Радуга-703» (УЛПЦТ-59-II-1) в 1974 году создали и аналогичный цветной ТВ «Горизонт-701». Это был мелкосерийный аппарат, который проще всего увидеть на странице журнала «Радио» №6/1975. Очень быстро вся 700-я линейка у других производителей получила ряд модернизаций, и безнадёжно устаревшее 1-е поколение УЛПЦТ-59 к 1976 году уступило место второму поколению УЛПЦТ(И)-59/61. Одними из первых представителей второго поколения УЛПЦТ стали приёмники «Рубин» 711, 712, 714, 718. Кроме новых схем, модели 714 и 718 выделились большим экраном, а в 712 и 718 моделях привычную ручку ПТК и отдельную ручку настройки ДМВ заменили сенсорными кнопками, которые управляли современным всеволновым тюнером.
В Минске решили пойти дальше «Рубина-718», и внесли ряд модернизаций. Появилась новая Система Выбора Программ СВП-4, выглядящая как блок с 6 обычными кнопками, который можно одним нажатием руки вынуть из телевизора для настройки частот, а затем задвинуть обратно. Узел СВП стал более компактным и надёжным, за что применялся потом даже в 4УСЦТ. Получил улучшения и блок радиоканала. Блок цветности взяли аналогичный «Радуге-704И», собранный по новой схеме с интегральными микросборками, и обеспечивающий лучшее качество изображения. Также прошли небольшую модернизацию остальные узлы. Свойственную люксовому Горизонту-701 колонку-тумбочку сохранили.
Кроме довольно оригинального внешнего вида, электроакустический агрегат Audiobox (как колонку назвали в надписях) принёс в советские квартиры высококачественный звук. Конечно, монофоническим звучанием в 70-х годах уже мало кого можно было удивить, но эта колонка, как ни странно, являлась полностью самостоятельным устройством. Благодаря ней стало возможным использовать электрогитару или дешёвый магнитофон-приставку в обычной малогабаритной квартире. А сам телевизор начинает «говорить» сразу после включения питания, не дожидаясь разогрева ламп. Интересно, что родной ламповый усилитель в «Горизонте-723» остался, но работает только на гнездо наушников. Если ими не пользоваться, то можно смело вынуть лампу 6П14П из БРК-3, и всё продолжит работать как ни в чём ни бывало. В то же время, регулятор громкости на колонке используется только если её переключить на какой-нибудь внешний вход. В случае приёма звука от телевизора продолжает работать основная ручка громкости на «ящике».
Электроакустический агрегат «Горизонта-723» подключается двумя кабелями. Первый это сигнальный провод, а второй — питание 220 вольт. Оно подводилось к колонке из телевизора, т.е. сам телевизор являлся своеобразным удлинителем с выключателем, чтобы колонка не была всё время под напряжением. Поэтому, кстати, сам узел выключателя в нём немного отличается от обычного для всех УЛПЦТИ наличием гнезда Ш34.3 для подключения розетки под колонку.
Версий активной колонки было несколько. Первые имели усилитель на германиевых транзисторах, позже перешли на схему с кремниевыми транзисторами КТ805БМ. Ещё было минимум два вида корпусов — под ручки-«ползунки», и под обычные круглые ручки.
Параллельно с моделью 723, выпускались телевизоры «Горизонт-728» (728Д). Это уже была массовая модель без тумбочки, и с более дешёвым тюнером СК-М-23, способным принимать только метровые каналы. В версии 728Д дополнительно был ДМВ селектор. У 723 и 728 моделей очень много общего, даже задние крышки отливались из одной пресс-формы (просто отличались заглушки и выбитый номер модели).
Удивительно, но несмотря на необычные по тем временам «опции», телевизор не был по настоящему топовым. Не было ни AV-входа, ни стабилизации размера изображения. Всё это появились лишь в полупроводниковых «Горизонтах Ц-250» немного позже. Хотя, тот же Рубин уже в 1977 году запустил в производство модель Ц-201 с «блекджеком и шлюхами».
Принципиальная схема телевизора Горизонт-723 УЛПЦТИ-61-II-13 (отличия от обычных УЛПЦТИ-61: СВП, СК-В, акустическая колонка, цепи питания и управления).
Экспонат в коллекции выпущен в 1980 году. Появился он у меня с Авито за 450 рублей в частично развандаленном виде. Не было начинки колонки, части ручек и фрагментов задней крышки. Залипла кнопка включения. Глянец лака выглядел весьма печально. Блок развёрток частично уколхожен (переделана панелька лампы и установлен умножитель от 3УСЦТ). Кинескоп уже не родной, 61ЛК4Ц завода «Хроматрон». Однако, он все равно меня заинтересовал, и так телевизор попал в мой «виртуальный музей».
Это уже довольно поздняя модификация «Горизонта-723», хотя и не последняя. В блоке питания БП-3 уже стоит транзистор КТ805Б (ещё не БМ) вместо П216. Блок развёрток классический поздний БР-2. На месте все атрибуты защиты телемастера от высоких напряжений в блоке развёрток — кожух БР, пластиковая накладка на перемычки, ручка регулировки фокусировки, и картонка со стороны платы (защищающая руки при настройке «треугольника» сведения).
При первом включении после продувки от пыли (её там скопилось изрядно!), телевизор показал еле заметное и суженное по вертикали изображение. Яркость легко удалось вернуть подстройкой ускоряющих напряжений. А вот кадровую развёртку пришлось чинить. Сначала я проверил напряжение питания КР +29 вольт. Оно точно совпало с номинальным, даже не пришлось подстраивать БП. Далее я заменил все электролитические конденсаторы в кадровой части БР-2, по аналогии с «Рубином-714». Это дало свой эффект, размер практически восстановился. Но все равно штатными ручками не удавалось добиться идеального размера и линейности растра. Больше всего раздражала складка с заворотом обратного хода (зелёные полоски) в верхней части растра. Победить их удалось с помощью подстройки R86, R96.
Далее выяснилось, что изображение сильно сжато в форме подушки (середина уже краёв). То есть, не работает EW-коррекция. Как ни странно, залезать в блок коррекции не пришлось. Более-менее выправить картинку удалось перестановкой перемычки Ш3 в положение 1, и точной настройкой катушки L4. До конца искажение не ушло, но хотя бы перестало раздражать при просмотре.
Сетевой выключатель (обычная кнопка ПКН-41-1-2) не выдержал нагрузки. От времени и того, что телевизор УЛПЦТИ потребляет очень большой ток, пластик попросту поплыл, и переключатель накрылся медным тазом. Пришлось заменить на такой же, хотя по хорошему туда просится нормальный выключатель от компьютерных корпусов. Просто этих ПКН-41 у меня скопилось целая горсть. 🙂
Рабочую колонку удалось найти за 300 рублей на доске объявлений форума RT21.GETBB.RU. Шнур без проблем изготовил по схеме из справочника «Блоки и модули цветных унифицированных телевизоров» (1982, Ельяшкевич С.А., Кишиневский С.Э.), а 220В пока что временно втыкаю в обычную розетку. Сама колонка на год моложе телевизора, и заметно отличается от родной. Кроме отдельных внешних сходств и одинакового набора динамиков, больше ничего общего между ними нет. Даже габариты корпуса отличаются примерно на 1 см.
Кроме проблем с колонкой, у телевизора отсутствовали ножки самого телевизора. В результате, он становился на тумбочку-колонку прямо всем «брюхом». Чтобы вернуть эстетику и сделать вентиляцию, Горизонт обрёл самодельные ножки (на фото ниже). Не ручаюсь за их идентичность оригинальным, т.к. делалось на глаз, но свою функцию они выполняют.
Как оказалось, при машинной полировке такая паста показала удовлетворительные результаты. Разумеется, она уступает фирменным пастам, зато дёшева, и вполне эффективна.
Заметной неисправностью у телевизора являлось то, что при отсутствии сигнала помехи («снег») на экране кинескопа были из разноцветных точек, хотя должны быть серыми. А выключатель цветности на задней стороне вообще не работал. Оказалось, что в блоке цветности БЦИ выпаян транзистор VT7, отвечающий за переключение между цветным и чёрно-белым режимом. Этот транзистор управляется сигналом опознавания цветности SECAM (который пропущен через тот самый тумблер «цветность вкл./выкл.»), и переключает режим работы детекторов цветоразностных сигналов и включение/выключение режекции помех. После впаивания полупроводникового триода характер неисправности поменялся ровно наоборот. Полностью пропал цвет. Путём замера напряжений на микросхеме У5 (К224ХП1) выяснилось, что несмотря на наличие всех сигналов, микросхема не выдаёт напряжения опознавания (+12В на тумблер). Заменил ХП1, и опознавание SECAM заработало! Можно смотреть немногочисленные эфирные каналы и старые записи на видеокассетах.
Но на дворе 2021 год, и хочется, чтобы телевизор нормально показывал картинку с цифровых источников. В первую очередь — с приставок DVB-T2. Найти приставку, выдающую видеосигнал по системе SECAM очень сложно (да, и те, что встречаются, выдают не совсем корректный сигнал, который не будет понятен старому блоку цветности), зато обычных с видеосигналом по системе PAL пруд-пруди. Решено — телевизор будет оснащён декодером PAL. Всего за 300 рублей в ближайшем магазине был куплен подходящий декодер PAL. К слову, последний в наличии. Чудом завалялся на складе. Декодер за время лежания на складе немного потерял товарный вид (детали были замяты, а упаковочная плёнка проткнута в углах), и потребовал небольшого ремонта в виде пропаивания всей платы. Но тем не менее, его удалось запустить и настроить. Сам декодер отлично уместился на шасси блока цветности, и ничему не мешается.
После замены лампы яркостного усилителя (6Ж52П) и комплексной регулировки блока цветности и декодера PAL, картинка с цифровых источников превзошла все мои ожидания. Даже несмотря на весьма уставший кинескоп, картинка сочная и приятная. Да, есть косяки в виде плавного ухода оттенка у одноцветных фонов (из-за отсутствия фиксации уровня чёрного в цветах), но это больше добавляет некого «лампового шарма». Ведь, это один из первых советских массовых цветных телевизоров, и ожидать от него идеального качества картинки не стоит. Неспроста для них даже выделили свой особый «7-й» класс в иерархии классового деления продукции ширпотреба.
Вот для сравнения слева изображение в системе SECAM (с генератора), а справа в системе PAL (с флешки, вставленной в приставку).
Разработчики оставили возможность подключения внешних источников по НЧ, и почему бы этим не воспользоваться? После перестановки перемычки в БРК и переключения режима на колонке, можно подключить видео к гнезду «Вход видео» на БРК, а звук в гнездо «Радиоприёмник» на колонке. Разъёмы все не самые стандартные в видеотелевизионной сфере, так что пришлось сделать специальный шнур-переходник. Теперь можно смотреть «цифру» через приставку.
Дальше оказалось, что телевизор не ловит ни одного дециметрового канала. Оказалось, что на тюнер СК-В-1 (KS-V-1) не приходит напряжение включения ДМВ диапазона. Подаю напрямую, в обход блока сенсорного выбора программ СВП-4-1 (он должен выдавать это напряжение), все равно приёма нет. Не беда, в запасе нашёл другой селектор каналов СК-В-1, поставил, с ним приём появился. Ура, наконец-то можно смотреть оставшиеся эфирные каналы «Че», «Супер» и «Дисней» просто воткнув антенну, безо всяких приставок. Теперь надо разобраться почему не приходит напряжение управления. Но это уже тема следующих разборок с этим многострадальным телевизионным приёмником.
Это не последняя проблема «Горизонта-723», продолжение следует…
Поделиться в соцсеть
Оставить комментарий