Аметист Р-301
Аметист Р-301 — автомобильный радиоприёмник УКВ диапазона, выпускавшийся предположительно на Московском заводе измерительной аппаратуры (ОАО «МЗИА») в начале 90-х годов. Приёмник позволяет принимать 7 фиксированных станций в диапазоне 64-108 МГц (т.е. любую из доступных в «советском» УКВ диапазоне 64-75 МГц и современном FM-диапазоне 87-108 МГц). Настройка кнопок выполняется при помощи подстроечных резисторов под шлицевую отвёртку, доступ к которым есть только сзади приёмника. При этом никуда не делаcь и привычная ручка настройки, которая теперь выполняет функцию точной подстройки на частоту станции. Довольно сомнительное решение, т.к. в приёмнике есть не отключаемая АПЧ. Также в приёмнике есть бесшумная настройка, как нельзя актуальная в автомобиле. Усилитель монофонический, выходная мощность до 4,5 Вт при нагрузке 4 Ома. Питание стандартное 12 вольт.
Появлению этого приёмника обязан экономический кризис начала 1990-х, и необходимость МЗИА производить ширпотреб. В короткие сроки на имеющемся технологическом оборудовании была поставлена в производство модель, по сути сделанная по технологиям измерительной аппаратуры. Родственность к «измериловке» выдаёт и корпус, и ручки, и текстолитовая печатная плата.
Приёмная часть собрана на микросхеме КХА058, расположенной на керамической микросборке. Подробнее почитать про неё можно в журнале «Радиолюбитель» №2, 1994 г.. Подстроечные резисторы многооборотистые, и весьма качественные. Однако, крутить их можно исключительно часовой или подобной тонкой отвёрткой. В условиях использования в автомобиле, приёмник приходилось сначала снимать из панели приборов, настраивать совершенно не автомобильным инструментом, а затем устанавливать обратно.
Усилительная часть выполнена на микросхеме К174УН7, которую также можно встретить в советских телевизорах 80-х годов (УПИМЦТ-61). Питание схемы Аметиста Р-301 частично стабилизированное, а именно приёмная часть питается стабилизированным напряжением, а усилитель напрямую подключён к бортовой сети автомобиля. Расчёт разработчиков понятен, в теории реле-регулятор автомобиля должен сам держать пригодное напряжение 12-15 вольт, но по факту оно очень сильно плавает, что не может не сказаться на качестве звука и ресурсе микросхемы усилителя. С другой стороны, приёмник получился максимально дешёвым, и дал доступ владельцам отечественных авто к прослушиванию FM-радио в сложные 90-е годы.
Экспонат в коллекции выпущен в 1993 году, и прошёл путь не менее тяжкий, чем история самой модели. В 2000-х годах он попал на радиокружок, где являлся учебным пособием для школьников. В дальнейшем приёмник прошёл через цепочку бывших участников кружка, и так попал ко мне в весьма печальном виде. Был раскурочен жгут проводов (питание, антенна и к динамику), повреждён корпус, отломан кронштейн переменного резистора точной настройки, а сам приёмник при увеличении громкости начинал хрипеть, и полностью затыкаться. Запитав приёмник от регулируемого блока питания оказалось, что микросхема УНЧ сильно греется, и лучшая работоспособность наблюдается при напряжении питания всего 6 вольт. При повышении напряжения, усиливаются хрипы, а на номинальном напряжении кроме нагрева ничего нет (в динамике тишина). В процессе экспериментов, микросхему УНЧ удалось окончательно сжечь, случайно подав на приёмник 25 вольт вместо 12. После замены микросхемы, приёмник заработал нормально.
Как ни странно, настроить Аметист на обзор сплошного диапазона 87-108 МГц не удалось. Вместе с ручкой плавной настройки «ширина» каждой кнопки составила всего около 2,5 МГц. Более того, плавная перестройка со станции на станцию очень затруднена, т.к. АПЧГ уводит настройку на ту, которая была при предыдущем положении ручки точной настройки. Поэтому было решено настроить на 7 самых интересных станций — «Радио России» (66,44 МГц), «Бизнес-ФМ» (87,5 МГц) и 5 музыкальных.
Поделиться в соцсеть
Оставить комментарий