Рубин Ц-201
Фотографии в альбоме «Рубин Ц-201» А.Т. на Яндекс.Фотках |
Цветной телевизор РУБИН Ц-201Московский телевизионный завод «Рубин», май 1980 года |
Рубин Ц-201 — первый полностью полупроводниковый стационарный цветной телевизор в СССР. На момент запуска в производство в 1977 году (по другим данным — в 1978), модель Ц-201 была большим прорывом: эти телевизоры быстро прогревались, причём звук появлялся сразу после включения, показывали очень хорошую картинку, никак не реагировавшую на скачки напряжения в сети, весили на 10 кг меньше (всего 50 килограмм), и потребляли всего 175 ватт (против 250 Вт у ламповых). Кроме большой диагонали экрана, модель стала радовать советского телезрителя яркими цветами без искажений, электронной настройкой 6 программируемых кнопок на любой из 60 каналов МВ и ДМВ диапазона, качественным звуком и высокой помехоустойчивостью. Всё это тогда было в новинку. В предыдущей модели, лампово-полупроводниковом Рубине-714, была лишь ручная настройка на каналы, и немного уступающее качество изображения и звука. Обратной стороной модели стала низкая надёжность. Часто эти телевизоры выходили из строя ещё в гарантийный срок. Интересно, что разработчики предусмотрели возможность быстрого ремонта. Внутри телевизор представляет из себя массу сменных блоков и модулей, которые легко менять по мере выхода из строя. Сами модули унифицированные с другими моделями телевизоров тех лет. Тем самым, мастер мог приехать на вызов уже с набором модулей, и на месте заменить неисправный модуль даже заранее не зная, какой телевизор у клиента. Конструктивно Рубин Ц-201 представляет собой унифицированное блочно-модульное шасси УПИМЦТ-II-61 с кинескопом 61ЛК3Ц (24 дюйма). Шасси УПИМЦТ состоит из крупных блоков, в которых установлены модули. Напряжения питания (+12В, +15В, +260В, ~6.3В) получаются в блоке питания БП-11 и его модулях (МС-12, МС-15 и МБ-1). Блок обработки сигналов (БОС-2) содержит в себе унифицированную приёмную часть (всеволновый селектор СК-В-1, модули УПЧИ УМ1-1, УПЧЗ УМ1-2, АПЧГ УМ1-4), унифицированный канал декодирования сигналов цветности SECAM (УМ2-1, УМ2-2, УМ2-3, УМ2-5), унифицированный усилитель звука УМ1-3, унифицированные видеоусилители RGB УМ1-4, и место для подключения модуля сопряжения с видеомагнитофоном (УМ1-5 либо УСЦТ-2). К БОС подключён модуль выбора программ СВП-4-1. Блок развёрток — визитная карточка всех УПИМЦТ. Он (БР-11) собран на микросхеме синхронизации К174АФ1А, двух тиристорах серии КУ109 (позже — КУ221) и строчном трансформаторе ТВС90ПЦ11. Эта схема сильно отличается от традиционных схем строчной развёртки, т.к. работает по принципу перекачки мощности между источником +260В, ТВС, специальными LC-контурами, и нагрузкой. Также строчная развёртка питает часть схемы телевизора (в частности — кадровую развёртку и СВП-4-1). Для этого предусмотрена довольно хитрая схема, содержащая в себе модуль стабилизации М3-3-1, а также цепи защиты внутри БР и вне его. При срабатывании этой защиты, закорачивается на массу питание +260В, провоцируя модуль блокировки МБ-1 кратковременно обесточивать цепи +260В, а потом снова подавать напряжение. Если через примерно 5 секунд перегрузка не устранится, питание отключается полностью. Такое поведение защиты сопровождается характерными щелчками или чириканием. Кинескоп 61ЛК3Ц/4Ц цветной, с дельтаобразным расположением пушек, что требует хитрой отклоняющей системы с «треугольником» и блоком сведения БС-11 — узлом, создающим дополнительные магнитные поля, отклоняющие лучи по отдельности. Ещё одним наследием ламповых схем в УПИМЦТ является то, что накал на кинескоп подаётся с БП, а не трансформатора строчной развёртки. Интересно, что изначально в Рубине Ц-201 должен был стоять узел выбора программ СВП-3 с полностью сенсорным управлением, о чём есть картинка в музее Валерия Харченко. Такой блок действительно применили в клоне модели, Берёзке Ц-201, производившемся в г. Харькове. Серийно выпускавшиеся Рубины Ц-201 имели рудименты поддержки СВП-3 в виде разводки под его питание в БП-11 (пусть, и не распаянные). В дальнейшем модель многократно модернизировалась. С 1979 года начался переход к модели Ц-202. Первым отличием, вероятно, стал отказ от СВП-3 и замена на СВП-4 (однако, модель ТВ сразу не переименовали). В дальнейшем телевизор получил новый номер модели, и последовательно стал меняться. С середины 1980 года появилась новая передняя панель, позже вместо блока питания БП-11 стал применяться блок питания БП-13, а затем БП-15. Блок обработки сигналов также со временем изменился, и в нём вместо нестандартной 12-контактной распайки места под УМ1-5 появилось 7-контактное место, унифицированное с другими телевизорами (4УПИЦТ-51/61, УПЦТ-32). И в 1982 году БР-11 заменили на БР-12. Но это уже совсем другая история… На 1 фото и первой схеме место подключения модуля сопряжения с видеовходом раннего образца. Для сравнения также показаны видеовход в Рубин Ц-205, Темп Ц-280Д. Схема подключения к ним есть в «Радио» № 12 за 1984 год и № 9 за 1987 год. Экспонат в виртуальном музее выпущен 6 мая 1980 года, т.е. одним из последних (с 02/1980 выпускалась улучшенная серия Рубин Ц-202 УПИМЦТ-М-61). Ко мне он попал летом 2013 года после простоя с 90-ых годов. При включении, тускло загоралась лампочка 6 канала и слышались щелчки защиты по +250В, и больше ничего. Оказалось, что отсутствует напряжение +12В из-за многочисленных плохих паек в блоке питания и стабилизаторе МС-12-1. После пропайки, появился звук отсутствия сигнала и начали переключаться каналы. Но тихие глухие щелчки и мигание СВП продолжались. Был найден пробитый тиристор обратного хода КУ109АМ (по схеме — VT1), кстати, до этого ни разу не меняный. Я пошёл в ближайший магазин радиодеталей, где они есть, «Кварц» на Буженинова, и купил на 150 руб. этих тиристоров три штуки (фотография далее). Поставил, включаю…тоже самое! Только, если отключить запускающий импульс от УЭ этого тиристора, защита срабатывать переставала. Под подозрение падают элементы, отвечающие за закрытие тиристоров. Тиристор, как известно, сам закрываться не умеет, чтобы он закрылся, его надо кратковременно закоротить (катод-анод). За это тут отвечают сложные колебательные схемы. Но неисправных деталей я не нашёл. 4 месяца я е*ался с этим ящиком, впустую. Наконец, уже в новом 2014 году я купил КУ221А в другом месте, магазин S-10 на Митинском радиорынке. У них сопротивление катод-УЭ было порядка 40 ом (от тестера 1,5В). Ставлю, и развёртка запустилась! Прозвонка тиристоров на пробнике из лампочки и батарейки 9В показала, что «бракованные» КУ221А оказались вообще симисторами! После запуска развёртки, растр был очень тёмным (ели различимым) и уменьшенным по всем плоскостям. При этом, если выкрутить яркость на 0, а затем резко вывести на максимум, растр ненадолго проявлялся. Оказалось, я, в процессе полугодичного мазохизма с этим ящиком, снял одну из возможных причин срабатывания защиты, модуль стабилизации М3-3-1 и забыл поставить на место. После установки М3-3-1, растр восстановился. Однако, качество изображения оставляло желать лучшего. Наблюдались мигания различных цветов, а в динамике иногда раздавались шорохи, треск, хлопки. В значительной степени это удалось устранить тотальной пропайкой всех разъёмов, а также многих деталей модулей. Заменил электролитические конденсаторы в модуле УНЧ, звук стал заметно насыщеннее и улучшилась громкость. Всё-таки, К50-6 производства Армянской ССР своё отработали. Также отрегулировал как смог режимы видеоусилителей. Стало гораздо приятнее, однако все равно не идеал. Через какое-то время резко ослаб синий цвет, и стала калиться микросхема RGB процессора в модуле УМ2-3-1. В свою очередь, даже на извлечённом из платы модуле её выход стал прозваниваться на массу. Заменил микросхему, результат оказался очень слабым. Пришлось заменить модуль целиком, и проблема ушла. Донором послужил «Шилялис Ц-401», который уже пострадал от лап собирателей цветных металлов, но модуль там был цел. Также убежало и сведение лучей. В первый раз было весёлое занятие, без опыта отрегулировать сведение по краям — одно тронешь, другое убегает. Но оно у меня получилось. Я вывел такие правила: Для улучшения общего качества работы телевизора, я принял решение заменить абсолютно все «электролиты» в этом телевизоре, а также провести его полную настройку. Здешний блок питания разработан частично под конденсаторные сборки К50-26 (часть схемы, однако, ещё с завода собрали полу-кустарным методом на обычных К50-12). Однако и их удалось легко заменить на современные одиночные конденсаторы. После включения телевизор обрадовал немного более стабильной картинкой, чем было до того, и полностью без лишних шорохов в динамике. Первым делом (после проверки напряжения питания +12 вольт) потребовалось настроить строчную развёртку. Для этого замкнул перемычку в модуле М3-1-1, и выставил стоячее изображение. Затем, без этой перемычки, настроил фазу строк по точной центровке изображения относительно краёв развёртки. Далее выставил оптимальный размер строк, и приступил к регулировке режима строчной развёртки. Она тут также питает анод кинескопа (+24500 V ± 500 V), кадровую развёртку (+18 V), видеоусилители (+220 V ± 5 V) и селектор каналов (+30 V). Все напряжения взаимосвязаны, и без их точной установки не может быть качественной долговременной работы ТВ. По инструкции из справочников, по абсолютно чёрному полю выставил контрольное напряжение ровно +58,5В. Для этого пришлось воспользоваться цифровым вольтметром прибора Видеотест-2М, поскольку только он обеспечивает достаточную точность показаний. Далее возник вопрос, какой ставить порог срабатывания защиты: 66 или 68 Вольт. Выставил 66 Вольт. Оказалось, что так иногда случаются случайные срабатывания защиты без повода. Поднял порог до 68, и стало спокойно. В принципе, вариант с 68 В не особо криминальный, если попробовать рассчитать режимы работы БР при разных контрольных напряжениях (замерял лишь Uконтр и +220V): Далее настроил кадровую развёртку и БОС согласно порядкам их регулировки. После чего перебрался к сведению лучей. Оно тут настраивается похоже на УЛПЦТ, но настроек куда больше. Затем потребовалось немного ухода за косметическим состоянием этого экспоната. И результат полностью оправдал вложенные усилия. На фото сигнал с цифровой приставки и кодера SECAM. Реальная чёткость вышла намного выше, однако сфотографировать её оказалось непросто. |
Поделиться в соцсеть
Оставить комментарий