Персональный сайт Александра Тауениса » Вилия-Vilia

Вилия-Vilia

Плёночный фотоаппарат «Вилия» выпускался Минским механическим заводом им С. И. Вавилова с 1974 года. Название происходит от одноимённой реки, берущей своё начало в Минской области (в месте слияния с созвучной по названию рекой Вильня ниже по течению находится столица Литвы — г. Вильнюс, но там уже Вилия называется Нярис/Neris).

Эта модель самая простая из линейки фотоаппаратов ММЗ (Vilia, Vilia-Auto, Siluet-Elektro, Orion-EE), выпускалась параллельно. Управление съёмкой полностью механическое. Для удобства есть шкала погоды — можно выставить фиксированную выдержку, ориентируясь на чувствительность плёнки, и выставлять дифрагму по значкам погоды. Интересно, что значки погоды для выставления дифрагмы находятся в видоискателе.

Сам видоискатель крупный и информативный. Кроме указателя «погоды» (величины диафрагмы), в нём рамкой отмечено гарантированное поле кадра для съёмки с близкого расстояния. На самом деле угол обзора объектива немногим больше. Глубина резкости обозначена на объективе.

Модель предназначалась в первую очередь для любителей и не сильно подготовленных людей. Управление сделано максимально простым. И диафрагма, и выдержка выставляются ступенчато по стандартному ряду. Вместо приёмной кассеты имеется несъёмная катушка с фиксацией края плёнки за перфорацию. Кстати, совместимая с современной фотоплёнкой по зацепу язычка.

Характеристики:
Объектив: Триплет 69-3
Фокусное расстояние: 40 мм
Тип плёнки: 135 24×36 мм (36 кадров)
Ряд выдержек затвора: 1/30 1/60 1/125 1/250 и «В»
Ряд диафрагм: 1:4 1:5,6 1:8 1:11 1:16
Ряд чувствительностей ISO: 32 65 130 250
Минимальное расстояние до объекта: 0,8 м
Резьба под насадки: М46×0,75 внутренняя
Резьба под штатив: 1/4″
Синхроконтакты для вспышки: кабельный, бескабельный
Диапазон рабочих температур: -15…+45 градусов при 85% влажности
Габаритные размеры: 128×85×72 мм
Масса: 0,4 кг
Цена: 24 руб (26 руб в мягком футляре)

Фотоаппарат во многом напоминает легендарную «Смену-8М». Как внешне, так и по характеристикам. Оно и неудивительно, ведь, в своё время ММЗ выпускал лицензионную версию «Смены-2».

Первое что бросается в глаза из отличий — абсолютно другая эргономика. Перемотка плёнки и взвод затвора объединены в один курок. Спусковая кнопка переехала на объектив, и выполнена в виде рычажка. Это фирменный стиль минских фотоаппаратов (у Чайки и Агата-18 кнопка также находилась спереди). Счётчик кадров находится внизу, что доставляет некоторые неудобства при использовании. А сверху над отсеком для плёнки разместили бесполезный (на мой взгляд) указатель чувствительности фотоплёнки. Это издержки унификации с автоматической моделью Vilia-Auto, у которой там же такая же круглая ручка установки чувствительности, но выполняющая функциональность. В ранних экземплярах также был указатель типа плёнки (негатив или обращаемая), тоже взятый от Vilia-Auto.

Инструкция по эксплуатации (PDF).

Экспонат в коллекции появился случайно в 2022 году. Это исполнение «0126.00.00.000» (в жёстком футляре), поздний вариант. Здесь уже своя задняя крышка без лишних указателелей, есть только указатель чувствительности. Внутри стояла чёрно-белая фотоплёнка советского изготовления, у которой было отснято всего 15 кадров. К сожалению, за годы простоя в таком состоянии плёнка покоробилась, и перематывалась с большим усилием. В итоге спасти её не удалось, т.к. после съёмки 36 кадра она выдернулась из кассеты, а приёмная катушка не позволяет извлечь плёнку без перемотки. Впрочем, вряд ли что-то получилось бы, учитывая возраст той плёнки. Судя по всему, фотоаппарат купили, поставили плёнку, и так и не успели доснять. После чего он пролежал 30 лет, и отправился на выброс (в результате попал ко мне). Скан инструкции от другого такого же фотоаппарата, по которому сделал реплику.

В августе 2023 года я решил попробовать Вилию в деле. Взял фотоплёнку Fujifilm Superia 200 (срок годности до 02.2010 г.), зарядил в фотоаппарат, и пошёл по родному городу. Несмотря на то, что плёнка пролежала с момента выпуска в тёплых комнатных условиях, она не сильно пострадала, осталось честных 64 единицы. Фотоаппарат тоже показал себя с лучших сторон. Расфокус на сканах возник при лабораторной оцифровке, в реальности на негативах всё резко.

Последний снимок сделан со вспышкой «Чайка».



Оставить комментарий

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.