АТ-64
Автомобильный приёмник АТ-64, выпускавшийся с 1964 года на Муромском радиозаводе, устанавливался в автомобили Москвич-408, -412, -426 и -427 с момента начала производства, и примерно до 1969 года (переход на кузов «ИЭ»). Это 11-транзисторный супергетеродин, способный принимать частоты в длинных и средних волнах на внешнюю штыревую антенну. Мощность усилителя 2 ватта. Шкала градуирована в сотнях килогерц. Приёмник имеет три разъёма: один совмещён с держателем предохранителя 2А (питание 12В) и два одинаковых стандартных разъёма, левый для динамика и правый для антенны. Масса подводится через корпус. К торпеде Москвича АТ-64 крепится четырьмя болтами под 8 головку со специальными «стаканами», препятствующими откручивание обычными ключами (эдакая «противоугонка»).
Штатная антенна «Москвича» (АР105) телескопическая, трёхсекционная, с полной длиной приёмной части 1274 мм. Конструктивно она отличается от антенн портативных приёмников лишь толщиной стенок трубок и конструкцией держателя. Он состоит из разрезанного на две части внешнего кожуха с кронштейном, рычага подъёма антенны, верхнего держателя и съёмника сигнала (в районе разреза кожуха). Снизу 1 секции приёмного штыря находится резиновый круг, выбирающий зазор между штырём и кожухом антенны. Дренаж из антенны осуществляется через отверстие внизу 1 секции.
Экспонат в коллекции выпущен в 1968 году и до 2019 года был на заводской пломбе с тремя буквами — ОТК. Приёмник очень слабо ловил даже помехи, не говоря, про настоящие станции. Кроме того, пробуксовывал привод настройки и не светилась лампочка подсветки шкалы. Оказалось, что лампочка не светит по причине окисла в скобе, прижимающей патрон к шасси. Лампочку, кстати, можно поменять не снимая приёмника с машины. Достаточно снять ручки, переднюю панель, и ослабить винт держателя патрона. Далее как-то в раскоряку достать лампочку. Но удобнее, всё же, делать это на столе в снятом приёмнике.
Пробуксовка ручки настройки оказалась из-за попадания масла в привод настройки на станцию. В отличие от обычных приёмников, здесь применили довольно хитрое верньерное устройство. Чтобы при проезде колдобин не соскакивала настройка, в АТ-64 применили катушки переменной индуктивности и устойчивый к вибрации привод настройки.
Первый уровень амортизации — пружинистая муфта между ручкой и валом следующего этапа (фрикциона). Она же обеспечивает возможность сборки узла и отделение оси ручки настройки от внешней ручки переключения диапазонов. Далее идёт специальный фрикцион с резиновыми дисками, передающий вращение от оси ручки к остальной части механизма.
Он обеспечивает устойчивость к лёгким касаниям ручки настройки, а также не даст сломать механизм если пытаться крутить ручку дальше края шкалы. Снизу шкив нитки стрелки, соединённый с шестерёнкой привода настройки, по середине подпружиненный диск, крутящийся ручкой. За время эксплуатации туда попало масло, поэтому фрикцион пробуксовывал. Кое-как удалось его вытереть, не разбирая деталь (фрикцион заклёпан).
Теперь ручка практически не буксует, привод работает. Осталось разобраться с подозрительным переключателем диапазонов. Он тут практически такой же, как в портативных «транзисторах» 60-х годов. Раз узел настройки снят, вынимаю текстолитовую пластину с подвижными перемычками. Посеребрённые контакты оказались немного окисленными. Всё почистил, контакты подогнул, собираю. Теперь приёмник работает как положено! Единственное, что в городе практически невозможен приём на СВ, через помехи очень сложно услышать станции. А за городом единственная хорошо слышимая станция — Вести FM на 1413 кГц. Но, увы, также сейчас работают и исправные приёмники, ничего с этим не поделаешь.
Антенна также потребовала усилий по расклиниванию заклинившей 2 секции. Она упорно не хотела выдвигаться. Оказалось, дренажное отверстие снизу антенны было напрочь забито, и между трубками было много грязи. Пришлось насверлить несколько отверстий внизу двух нижних секций, чтобы закапать туда добрый стакан керосина. Затем долго и мучительно их надо было расшевеливать руками, пассатижами, шуруповёртом — в общем, всем, что попадалось под руку. Керосин долго не хотел вытекать из дренажа и верха антенны, но в итоге пошёл, а затем и начала шевелиться 2 секция, вытаскивая за собой стратегический запас земли из недр антенны. В процессе издевательств немного разбухла резинка между штырём и кожухом, но абразивный круг быстро устранил это недоразумение. Теперь антенна хорошо выдвигается и задвигается.
Конструкция АТ-64 такова, что при желании туда можно установить какой-нибудь FM приёмник с настройкой переменным резистором. Его можно разместить рядом с шестерёнкой верньера, а на ось резистора надеть шестерёнку с периметром, близким к длине зубчатой части пластины. Усилитель на германиевых транзисторах (П40, П41, П216Б) находится на отдельной плате, можно ничего не колхозить с ручками, и сохранить оригинальное звучание. Переделка даже будет обратимой (не считая просверленных новых отверстий в шасси), если плату нового приёмника закрепить через переходную пластину за штатные места.
Поделиться в соцсеть
Оставить комментарий