Персональный сайт Александра Тауениса » АТ-64

АТ-64


Автомобильный приёмник АТ-64, выпускавшийся с 1964 года на Муромском радиозаводе, устанавливался в автомобили Москвич-408, -412, -426 и -427 с момента начала производства, и примерно до 1969 года (переход на кузов «ИЭ»). Это 11-транзисторный супергетеродин, способный принимать частоты в длинных и средних волнах на внешнюю штыревую антенну. Мощность усилителя 2 ватта. Шкала градуирована в сотнях килогерц. Приёмник имеет три разъёма: один совмещён с держателем предохранителя 2А (питание 12В) и два одинаковых стандартных разъёма, левый для динамика и правый для антенны. Масса подводится через корпус. К торпеде Москвича АТ-64 крепится четырьмя болтами под 8 головку со специальными «стаканами», препятствующими откручивание обычными ключами (эдакая «противоугонка»).

Штатная антенна «Москвича» (АР105) телескопическая, трёхсекционная, с полной длиной приёмной части 1274 мм. Конструктивно она отличается от антенн портативных приёмников лишь толщиной стенок трубок и конструкцией держателя. Он состоит из разрезанного на две части внешнего кожуха с кронштейном, рычага подъёма антенны, верхнего держателя и съёмника сигнала (в районе разреза кожуха). Снизу 1 секции приёмного штыря находится резиновый круг, выбирающий зазор между штырём и кожухом антенны. Дренаж из антенны осуществляется через отверстие внизу 1 секции.

Экспонат в коллекции выпущен в 1968 году и до 2019 года был на заводской пломбе с тремя буквами — ОТК. Приёмник очень слабо ловил даже помехи, не говоря, про настоящие станции. Кроме того, пробуксовывал привод настройки и не светилась лампочка подсветки шкалы. Оказалось, что лампочка не светит по причине окисла в скобе, прижимающей патрон к шасси. Лампочку, кстати, можно поменять не снимая приёмника с машины. Достаточно снять ручки, переднюю панель, и ослабить винт держателя патрона. Далее как-то в раскоряку достать лампочку. Но удобнее, всё же, делать это на столе в снятом приёмнике.

Пробуксовка ручки настройки оказалась из-за попадания масла в привод настройки на станцию. В отличие от обычных приёмников, здесь применили довольно хитрое верньерное устройство. Чтобы при проезде колдобин не соскакивала настройка, в АТ-64 применили катушки переменной индуктивности и устойчивый к вибрации привод настройки.

Первый уровень амортизации — пружинистая муфта между ручкой и валом следующего этапа (фрикциона). Она же обеспечивает возможность сборки узла и отделение оси ручки настройки от внешней ручки переключения диапазонов. Далее идёт специальный фрикцион с резиновыми дисками, передающий вращение от оси ручки к остальной части механизма.

Он обеспечивает устойчивость к лёгким касаниям ручки настройки, а также не даст сломать механизм если пытаться крутить ручку дальше края шкалы. Снизу шкив нитки стрелки, соединённый с шестерёнкой привода настройки, по середине подпружиненный диск, крутящийся ручкой. За время эксплуатации туда попало масло, поэтому фрикцион пробуксовывал. Кое-как удалось его вытереть, не разбирая деталь (фрикцион заклёпан).

И третий этап амортизации — привод от шестерёнки к держателю сердечников КПИ с устройством выбора люфтов. Пришлось немного помучиться, чтобы его установить на место после снятия для чистки фрикциона. Один снимок сделан до снятия, второй после установки.

Теперь ручка практически не буксует, привод работает. Осталось разобраться с подозрительным переключателем диапазонов. Он тут практически такой же, как в портативных «транзисторах» 60-х годов. Раз узел настройки снят, вынимаю текстолитовую пластину с подвижными перемычками. Посеребрённые контакты оказались немного окисленными. Всё почистил, контакты подогнул, собираю. Теперь приёмник работает как положено! Единственное, что в городе практически невозможен приём на СВ, через помехи очень сложно услышать станции. А за городом единственная хорошо слышимая станция — Вести FM на 1413 кГц. Но, увы, также сейчас работают и исправные приёмники, ничего с этим не поделаешь.

Антенна также потребовала усилий по расклиниванию заклинившей 2 секции. Она упорно не хотела выдвигаться. Оказалось, дренажное отверстие снизу антенны было напрочь забито, и между трубками было много грязи. Пришлось насверлить несколько отверстий внизу двух нижних секций, чтобы закапать туда добрый стакан керосина. Затем долго и мучительно их надо было расшевеливать руками, пассатижами, шуруповёртом — в общем, всем, что попадалось под руку. Керосин долго не хотел вытекать из дренажа и верха антенны, но в итоге пошёл, а затем и начала шевелиться 2 секция, вытаскивая за собой стратегический запас земли из недр антенны. В процессе издевательств немного разбухла резинка между штырём и кожухом, но абразивный круг быстро устранил это недоразумение. Теперь антенна хорошо выдвигается и задвигается.

Конструкция АТ-64 такова, что при желании туда можно установить какой-нибудь FM приёмник с настройкой переменным резистором. Его можно разместить рядом с шестерёнкой верньера, а на ось резистора надеть шестерёнку с периметром, близким к длине зубчатой части пластины. Усилитель на германиевых транзисторах (П40, П41, П216Б) находится на отдельной плате, можно ничего не колхозить с ручками, и сохранить оригинальное звучание. Переделка даже будет обратимой (не считая просверленных новых отверстий в шасси), если плату нового приёмника закрепить через переходную пластину за штатные места.



Оставить комментарий

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.