Персональный сайт Александра Тауениса » Про тормозные жидкости БСК

Про тормозные жидкости БСК

Большинство гидроприводов тормозов советских автомобилей «дожигулёвской» эпохи рассчитано на использование тормозных жидкостей на базе спирта и растительного масла. Основной тормозной жидкостью такого типа являлась жидкость БСК (ТУ МХП СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-02-492-68, ТУ 6-10-1533-75). Вопреки распространённому мнению, настоящая БСК больше не производится, а новодел опасен для тормозных систем старых авто. Об этом и будет эта статья.

Первоначальная тормозная система БСК состояла из смеси в равных пропорциях бутилового спирта (бутанола) и касторового масла с добавлением небольшого количества красителя. Как правило, он был ярко-красного или оранжевого цвета (но бывали и синие, зелёные версии БСК). Она обеспечивала передачу усилия, качественную смазку пар трения резина-металл и алюминий-чугун, стойкость системы к попаданию воды (вытесняет её), нейтральна к резинотехническим изделиям вроде манжет, а также выдерживает рабочий диапазон температур для барабанных тормозов при езде до 60 км/ч — от -20 до +117 °С.

Настоящая БСК со временем не теряет своих свойств и не выпадает в осадок. Исключением является заморозка ниже -20 °С, когда касторовое масло кристаллизуется, а также испарение бутилового спирта через бачок и разного рода негерметичности. При попадании воды она должна выталкивать её из системы в сторону прокачных штуцеров или главного цилиндра. Все РТИ никак не реагируют с ней, ни разбухают, ни становятся липкой жижей. Не зря в США её стандартизировали как DOT3, что означает «третье поколение жидкостей Департамента транспорта». Для своих лет она была идеальна.

Однако, она имеет ряд недостатков, в первую очередь высокую стоимость производства и непригодна для работы с дисковыми тормозами (низкая t кипения). В новых моделях автомобилей применяются новые виды тормозных жидкостей, несовместимые с БСК. Чтобы победить эти минусы и сохранить совместимость с УАЗами, Москвичами, Ижаками, Запорожцами и другими машинами со старыми тормозными системами, жидкость была модернизирована в новый тип БСК-ПС. Новая жидкость позиционируется маркетологами как замена классической БСК, и действительно, в «современных» автомобилях с тормозными системами родом из 60-х годов именно БСК-ПС является основным видом тормозной жидкости. Более того, чтобы покупатели обращали внимание на принадлежность к классу БСК, именно эти три буквы указываются крупными буквами на этикетке, а настоящий тип, ПС, лишь мелкими буквами на обратной стороне.

Почему бы её не использовать и в старых моделях автомобилей? Продаётся почти на каждом углу, стоит недорого, и содержит заветные три буквы в названии. Она опасна для всей тормозной системы, и может в любой момент оставить машину без тормозов. Особенно, если в ней ещё старая одноконтурная система, как на Запорожцах ЗАЗ-965/966 или Москвичах до 412ИЭ.

Смотрим состав. Настоящая БСК содержит только два компонента плюс краситель. Всё! Теперь переходим к БСК-ПС фирмы OilRight (г. Пушкино, РФ). Состав: н-бутанол, касторовое масло, полигликоли. Казалось бы, ничего страшного…если не учить химию.

Глико́ли (дио́лы, двухатомные спирты) — класс органических соединений.
Физические и химические свойства.
Низшие гликоли представляют собой бесцветные прозрачные жидкости со сладковатым вкусом. Безводные гликоли гигроскопичны. Из-за наличия двух полярных OH-групп в молекулах гликолей у них высокие вязкость, плотность, температуры плавления и кипения.

Низшие гликоли хорошо растворяются в воде и органических растворителях (спиртах, кетонах, кислотах и аминах). В то же время гликоли сами являются хорошими растворителями для многих веществ, за исключением ароматических и высших предельных углеводородов

Гликоли обладают всеми свойствами спиртов (образуют алкоголяты, простые и сложные эфиры).

Получение и применение
Гликоли служат в качестве растворителей и пластификаторов. Этиленгликоль и пропиленгликоль используются в качестве антифриза и гидравлических жидкостей. Благодаря высокой температуре кипения (например, 285 °C у триэтиленгликоля), гликоли нашли применение в качестве тормозной жидкости. Гликоли применяются для получения различных эфиров, полиуретанов и др.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гликоли

Если бегло подумать, это идеальное вещество для тормозной жидкости. Также подумали и менеджеры в компаниях-производителях ТЖ. Но! Гликоли впитывают в себя влагу из воздуха, а вода в тормозной системе недопустима. Попади влага на зеркала цилиндров, начнётся процесс окисления. По простому, цилиндры начнут ржаветь. Во вторых, резина в советских манжетах и уплотнениях отнюдь не стойкая к гликолям. Они её растворяют, в поры начинает проникать касторовое масло, и резина превращается в непонятную жижу. Смазывающие свойства у безводных гликолей есть, но не такие хорошие, как у настоящего масла.

Попробуем провести органолептические испытания! 🙂 Для этого была куплена настоящая ТЖ БСК по ТУ 1975 года. Большое спасибо Сергею с Авито за два ящика этой жидкости по отличной цене. И вскрыта ещё одна бутылка из ранее купленных запасов ТЖ типа БСК-ПС.


Слева настоящая БСК, справа новодел. Настоящее название новой ТЖ указано мелким шрифтом справа внизу банки, а также сзади. Есть ещё несколько вариантов дизайна этикеток, но везде жидкость одинаковая. На более ранних в открытую писали тип БСК-ПС, но ближе к нашему времени буквы подтипа ушли на мелкие надписи.

Вот, что написано на настоящей ТЖ БСК:

А вот новомодная БСК-ПС:

Картинки кликабельны.

Расфасована оригинальная БСК в стеклянные бутылки с одноразовыми «пивными» пробками. Несмотря на возраст, жидкости ничего не сделалось. Осадка нет вообще. Новая в удобной пластиковой канистре с индикатором уровня.

Внешне жидкости немного отличаются цветом. БСК-ПС чуть более тёмная. На запах старая больше отдаёт спиртом, новодел более нейтральный. По консистенции они близки, но советская чуть более густая. При смешивании обе жидкости дают равномерную смесь без признаков расслоения. Но на самом деле при этом получается адская для резинок смесь, об этом чуть позже.

Помните, выше я писал про то, что гликоли в составе БСК-ПС гигроскопичны. Об этом даже написано на этикетке. Попробуем добавить в бачок немного воды через воздушный клапан, а также текущие манжеты рабочих цилиндров (ну, да, немного, 50% 🙂 ).

Настоящая БСК оказалась абсолютно толерантна к воде, и они просто расслоились. В работающей тормозной системе это приведёт к тому, что будет достаточно немного прокачать колёсные цилиндры. Новая БСК-ПС частично растворилась и превратилась в мутную жижу. Конечно же, такая ТЖ нормально работать не будет.

Поскольку гликоли являются растворителями, а любое масло размягчает и разбухивает резину при попадании в её поры, такая жидкость точно не должна контактировать с РТИ, не рассчитанными на работу с гликолями. Современная резина в ремкомплектах содержит добавки, делающие её стойкой к гликолям, но советской они фатальны.

Теперь практическая часть.

Предыдущий владелец Москвича-408 залил предположительно новую версию БСК, и в 2017 году тормоза были в исправном состоянии, не считая текущего бачка, износа колодок и других простых вещей. Далее до 2019 года машина стояла, и внезапно оказалось, что из 4 колёс тормозит только одно (переднее правое), и то слабо. Педаль стоит колом, чтобы застопорить колесо надо давить двумя ногами. Система у 408-го одноконтурная, имеет 3 шланга: два передних и шланг от кузова к заднему мосту. Иногда долгое нажатие педали тормоза блокировало и задние колёса, но после отпускания педали колодки разжимались только через несколько минут. Или же если открыть прокачной штуцер, откуда происходил резкий плевок жидкостью. Прокачать колёса (кроме переднего правого) было нереально, жидкость шла по капле в день. Передние колодки тоже отпускались очень медленно и не до конца, барабан грелся. Вскрытие показало, что все 3 шланга внутри разбухли на всю толщину. То есть, один шланг (передний левый) полностью перекрыл доступ ТЖ, а передний правый и задний общий пропускали жидкость к рабочим цилиндрам (задний хуже), но не давали ей вернуться в ГТЦ. В сцеплении была разрушена тарельчатая манжета, из-за чего оно не работало и перепускало (хотя в 2017 году ещё было исправно). Поменяли, залили БСК-ПС, тормоза ожили, сцепление работает, все счастливы.

Но дурная голова рукам покоя не даёт. 🙂 Многие пишут, что нельзя просто так поменять глицериновую ТЖ на БСК. Казалось бы, промой систему и всё, никаких проблем. Но опять вспоминаем химию. Гликоли растворяют резину, масла её размягчают. Если уплотнения и манжеты уже видали гликолевую ТЖ, то они однозначно пропитаны этой дрянью. И если туда влить обычную ТЖ, как не промывай, гликоли останутся внутри, и жидкость с большим содержанием касторового масла начнёт проникать в уязвимую резину, лишившуюся маслостойкости. Сливаем ТЖ БСК-ПС из Москвича и заливаем 3 бутылки советской БСК! По идее, весь объём прокачан, ни одной капли БСК-ПС не должно остаться. Оставляем раритет на ночь с полным бачком.

Утром под педалью тормоза появилась лужа, а половины бачка как и не было. Что же случилось? Цилиндр я до этого перебирал в профилактических целях (была мысль, что педаль колом от заклинившего ГТЦ, а не шлангов), но переборка оказалась бессмысленной, разве что почистил от грязи внутри. Вчера он отлично работал на БСК-ПС без подтёков. 2 часа мата со снятием этой чугунины, закреплённой над рулевой колонкой за шлангом воздуховода и жгутом проводов. Сняли, вскрываю. Два уплотнения превратились в липкую жижу! Это манжета поршня (из-за неё и текло) и уплотнение обратного клапана (кольцо «грибка»). Они не выдержали и суток после смены ТЖ. Благо, манжета поршня (как и тарельчатая манжета) подходят от Волги, а кольцо «грибка» ГТЦ Москвича-403/408/412 от РТЦ Жигулей (20 мм). Сам обратный клапан («грибок») не пострадал, в любом случае пока что. Это самая дефицитная деталь. Кроме того, намок и пыльник ГТЦ, который немного разбух за ночь, начал болтаться, хотя раньше налезал с усилием. Но это не страшно.

В Запорожец тоже залита БСК-ПС, интересно что там. Но пока проверить нельзя, он стоит на подставках, и не готов к выезду. Вероятнее всего, мы попали на полную переборку всей тормозной системы.

Вывод — тормозную жидкость надо знать. То, что пишут на этикетках и ценниках в магазинах автозапчастей уже сравнимо с надписями на заборе. Единственная настоящая тормозная жидкость для старых тормозных систем — БСК по советским ТУ, и смешивать их недопустимо ни в каком виде. Менять тормозные жидкости можно только со сменой абсолютно всех резинотехнических изделий.



Поделиться в соцсеть


Оставить комментарий

:D :) ;) :( :o :shock: :? Больше смайлов »

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.