Персональный сайт Александра Тауениса » Запорожец

Запорожец

Автомобиль «Запорожець» ЗАЗ-965А 1968 г.в.

В первой половине 1968 года с конвейера Запорожского Автомобильного Завода «Коммунар» сошёл очередной автомобиль ЗАЗ-965А зелёно-серо-голубого цвета….

…В середине нулевых, автомобиль своим ходом приехал из Башкирии в Москву (ок. 1600 км.), где планировался к реставрации. Однако новому хозяину раритет не понравился, и автомобиль простоял под открытым небом 2 года, включая жаркий 2010 год. Малолетние хулиганы пытались проникнуть в автомобиль изо всех мест, в итоге просто погнули петли. Они же истоптали крышу, оставив на память размеры своих ботинок, и выломали дверную ручку. Летом 2011 года автомобиль был продан нам для реставрации. Мы — это ваш покорный слуга и его далёкий от интернета отец. Так что, занятие это семейное.

Прежние хозяева хорошо сохранили авто, мало коррозии (хотя авто битое), мало колхоз-тюнинга. Но капот стоит от раннего 965А или просто 965-го — со звездой и молдингом. Судя по белой краске, что видна на царапинах, капот не родной.

Состояние кузова на 4, где-то слегка ржавый, где-то как новый. Постепенно вылезает ржавчина. Нужно пескоструить его, опаивать либо обваривать, да красить+антикор. Кузов, по видимости, красили два раза — на заводе, и в уже российские года, после удара в правое крыло с заменой капота, фары и переваркой самого крыла, когда кузов снаружи облили заборной краской.

Масса (без нагрузки и жидкостей): 610 кг. Дорожный просвет (спереди, под нагрузкой): 175 мм. Двигатель: МеМЗ-966А, V4, 0,8 л, 30 л.с., рассчитанный под бензин А-72, А-76, АИ-80. Под более высокооктановое топливо необходима небольшая подстройка зажигания.
Полностью характеристики можно почитать на стр. 9 инструкции.

Состояние проекта «в двух словах»

Уже заменены: свечи и ВВ провода, крышка трамблёра (сильный износ всего), щётки стеклоочистителя (отсутствовали), провод к датчику давления масла (обломился), задние фонари (расплавились в районе стоп-сигналов, видимо клинила «лягушка»; глюк не выявлен, видимо, её уже поменяли), бензонасос (капитально отремонтирован за счёт доноров), частично установлен стеклоомыватель (нужно поменять шланг, и можно ставить окончательно).
Отремонтировано: ГТЦ (дважды), бензонасос, подфарники.
Нужно заменить: уплотнения полуосей, пыльник штока КПП (подтекают), тормозные шланги (ржавые), переключатель режима работы стеклоочистителя.
Нужно отремонтировать: по мелочам многое 🙂

Фотоальбом «Запорожца» до начала работ.
Фотоальбом восстановления.
Фотоальбом донора

Текущее состояние на фото:





Бортовой журнал:


 

Весна 1968 года С конвейера Запорожского ордена Красной Звезды и Октябрьской Революции Автомобильного Завода «Коммунар» вышел один из 322166 автомобилей ЗАЗ-965А…
Лето 2011 года «Запорожець» куплен и перевезён в гараж в Москве на эвакуаторе. С эвакуатора задние колёса постоянно спрыгивали из-за особенности задней подвески. Проведена пробная поездка по гаражному кооперативу. Соседи были сильно удивлены. В ПТС оказалась ошибка — неверная цифра в номере кузова.
Из-за этого не удавалось поставить автомобиль на учёт. Началась бумажная волокита и экспертизы.
Чуть позднее ошибка в ПТС исправлена, автомобиль поставлен на учёт и перегнан в гараж в М.О., на дачу. ГАИшники дружно глазели на «Запора», но не мешали движению со скоростью до 30 км/ч (т.к. дурят тормоза, но это большой секрет 🙂 ). Со стороны участников движения возмущений также не было.
Август-сентябрь Проведены обкатки автомобиля. Начаты неудачные переговоры с кузовными мастерскими.
14 сентября Промыт «пятиминуткой» двигатель, заменено масло. Что интересно, особо много грязи в двигателе не было. Масло заменено на современный аналог АС-8 (М8), что оказалось неверным решением для тёплой погоды. Масло на 80°C становится слишком жидким, и загорается индикатор низкого давления масла. К сожалению, название и современный класс вязкости масла не сохранились.
октябрь 2011-апрель 2012 Работы приостановлены. В гараже слишком холодно, а в тёплой куртке в запоре не уместишься 🙂 .
20 мая Автомобиль своим ходом совершил поездку по улице дачного посёлка, тормозам всё хуже и хуже. Такое ощущение, что в системе пузырь. Надо прокачивать…
18 июня Почищен и покрашен правый подфарник.
Фото зачищенногоФото покрашенного
Начало июля Пока я был далеко от дома, отец спас от переплавки ЗАЗ-965АЭ (по табличке — 965А) без документов + кучу запчастей к «запору» + купавшийся 10 лет движок МеМЗ-966В+КПП 966В. Теперь у нас есть донор запчастей и много «нулёвых» оных в придачу.
30 июля Восстановлена кнопка звукового сигнала. Также пытался снять левый задний воздуховод, что нагнетает воздух в мот. отсек и печку, но не смог.
11 августа Разобрал левый подфарник до последней детали. «Чашу» подфарника спокойно зашкурил и покрасил. Патрон же не хотел ни в какую продавливаться. После очередного расшевеливания, в руки посыпались обломки пружины. 🙁 Разобрал патрон. Судя по всему, пациент скорее жив, чем мёртв. Разве что в коме, с отсутствующими органами. Нужно заменить пружинку, да допаять отломавшуюся лапку (упор пружины).
12 августа Я смог всё-таки снять этот самый воздуховод! Русский авось мне помог. 🙂 Глаза видят, что воздуховод и решётка крепятся на 6 винтах+гайках, к 2 из которых не подлезешь. Оказалось, что воздуховод держится всего лишь на паре винтов, что ближе к заднице авто, а «ухо» (решётка воздухозаборника) на средней паре. Винты приварены к кузову, так что сложностей с откручиванием не возникло.Теперь есть другая проблема — воздуховод я открепил от кузова, но вынуть его из крыла не получается. Он упирается в двигатель.
август, дату забыл Подфарник восстановлен за счёт купленного по-дешёвке китайского подфарника для ХЗ какого-то авто. Подфарник установлен и работает. Воздуховод поставлен и закреплён обратно. Двигатель снимать ради такой ерунды смысла нет.
20 октября

Начали было прокачивать тормоза, как накрылся главный тормозной цилиндр. Он вообще перестал качать. Даже столовой ложки со всех 4 колёс не удалось набрать. Заглянули в бачок, а там оказалась загустевшая, застаревшая и очень грязная ТЖ с остатками резиновой пробки бачка.
Педаль уже «провалилась» и, в общем-то, терять уже нечего. Снял датчик давления тормозной жидкости («лягушку»), понажимал педаль, но из дырки ничего не вытекло, ни капли. Стало очевидно, что сдох ГТЦ. К слову, мой отец, помогавший при прокачке, категорически отрицал неисправность ГТЦ. Но я его переубедил, и мы вместе сняли ГТЦ, да разобрали его. А там…видели когда-нибудь лягушачью икру в глине? Вот там и наблюдалось подобное зрелище — старая тормозная жидкость вместе с грязью забили входные каналы цилиндра. Значит, надо будет ещё промывать и трубки к рабочим тормозным цилиндрам, и РТЦ… ГТЦ удалось разобрать и промыть. После сборки — не качает. Вообще. 🙁

Без пол литра никак...Бачок тормозной жижиЖижа в ГТЦ

28 октября

ГТЦ в очередной раз перебран, перепускной клапан, что стоит на выходе из цЫлиндра, расшевелён (резина приклеилась), но ничего это не изменило. Как не качал ГТЦ (педаль мягкая, после резкого нажатия поршень очень долго возвращается, после плавного — возвращается спокойно), так и не качает, скотина такая… Но не пузырь это, точно. Манжеты и пр. резинки очень хорошие…были.
После очередных мучений с попытками прокачать, порвалось
уплотнительное кольцо-манжета, что герметизирует ГТЦ. Под педалью начала появляться лужа… Очевидно, в рабочей камере сухо. Чудеса!… Будем менять эту самую манжету (965-3505031, 19 мм), а, заодно уж, ради профилактики, и рабочую манжету 965-3505035 (также 19 мм).

2 ноября На Южном порту был куплен ремкомплект ГЦС для ЗАЗ-968М.
Ремкомплект ГЦС ЗАЗ-968М, подходит для ГТЦ ЗАЗ-965
Как известно, ГТЦ горбатого и ГЦС от 968М очень похожи, отличие только в штуцерах на выходе и соответственно корпусе. Сравнение родной рабочей манжеты и новой показали, что родная разбухла почти на 2 мм.

Заменили рабочую манжету, манжету поршня (герметизирующую) на новые оные (из ремкомплекта), а уплотнительную резинку, что стоит в торце ГТЦ перевернули задом на перёд (ибо она деформировалась от длительного воздействия перепускным клапаном). ГТЦ заработал, трубки удалось промыть («своим ходом»), тормоза прокачать также удалось. Ура, есть тормоза!
Единственное «но» — не стали промывать колёсные цилиндры, т.к. трубки дышат на ладан, тронешь — и ищи их.
Следует заметить, что тормозная система запорожца рассчитанна на тормозную жидкость БСК, другие в неё заливать категорически не рекомендуется — возможно повреждение резиновых деталей. Однако, видимо, этот цилиндр когда-то видал какую-нибудь Неву или Томь.
3 ноября Передние колёсные арки изнутри пройдены металлической щёткой и пробрызганы «Мовилем». Так, как пескоструйка да покраска будут неизвестно когда, нужно защитить голое железо под облупившейся мастикой (лето 2010 года, жара, солнце, мастика вскипела и кое-где облупилась). В планы занесена обработка голых мест снаружи.Работы приостановлены до весны.
10 августа 2013 Всё лето не было возможности заниматься с ЗАЗом, то одно, то другое… Первая обкатка за год (ещё в июне-месяце) подтвердила ранее имевшиеся подозрения на неисправность бензонасоса — действительно, он качает черезчур слабо. Вскрытие показало, что в одном из клапанов в двух местах обломилась пружина). Также состарилась мембрана, она стала тягучей и липкой.
Поэтому был куплен якобы новый бензонасос (осмотр показал, что он мытый и полированный, но б/у). Он не подошёл по штуцерам. Конечно, можно было попробовать их переставить, но решено было не рисковать — бензин, всё-таки. Поэтому был собран полуновый бензонасос из нижней части от нового и верхней части от старого, в которой предварительно была заменена пружина на такую же из нового.

.
После сборки «франкинштейна» и замены медных шайб (с опайкой) на штуцерах трубки бензонасос-карбюратор, двигатель начал работать на удивление резво, бодро, ровно и без попыток заглохнуть на холостом ходу. Раньше приходилось на ХХ периодически
подкачивать бензин руками, иначе движок глох (хотя мог и не заглохнуть, но работал на мизерных оборотах).
конец 2013 г. Донора, ЗАЗ-965АЭ без документов, удалось перегнать к основному Запорожцу, из гаража с сомнительным правовым статусом в самострой на даче 🙂
30 июня 2014 Жизненные обстоятельства мешали открытию ЗАЗ-сезона, но открытие всё же состоялось, хоть и позже запланированного. Первая же обкатка (см. видео) показала плохую работу тормозов (вероятно, ранее просто не замеченную) — при длительном нажатии на педаль тормоза, педаль проваливается и колодки приотпускаются. После чего тормоза «приходят в себя» только спустя несколько секунд. Причиной оказалось перепускание тормозной жидкости из-за повреждения «тарельчатой» манжеты. Причину повреждения установить не удалось, посему было принято решение, что это случилось при не совсем грамотной её установке в первый раз. Установили новую, проблема пока исчезла, машина встаёт как вкопанная.
Июль-сентябрь Решили восстановить тормоза на доноре. Изначально педаль была проваленная и по сути ход был только у толкателя поршня. Разборка показала засранность обилие продуктов разложения ТЖ БСК в системе. Также сильно разбухла тарельчатая манжета до полного клина поршня ГТЦ — пришлось выбивать универсальным съёмником типа «гвоздь в тряпке с кулачным приводом». После замены ГТЦ система не прокачивалась. Пришлось ослабить крепление тройника и прокачать ГТЦ отдельно. После этого приступили к прокачке системы. Из передних цилиндров с большим трудом вышла паста вроде гуталина, на педаль пришлось давить чуть ли не двумя ногами. Затем, при прокачке заднего левого колеса лопнула одна из тормозных трубок. 🙁 Видимо, повышенное давление из-за загустевшей жидкости гнилым трубкам не понравилось.
Сентябрь Почившая трубка и ещё один тормозной шланг сняты с донора как образец. Трубка извлечена в количестве двух штук (заржавели штуцера, и трубка прокручивалась вместе с ними). Заказана и получена новая тормозная трубка по образу и подобию лопнувшей (но без сквозной коррозии). Также куплены похожие по длине и штуцерам шланги, вроде как от ГАЗ-21 и какого-то УАЗа.

18 октября 2014 Трубка согнута и установлена на донор (фото). При установке пришлось прибегнуть к грубой силе, однако трубка была установлена в целости и сохранности. А вот шланг от УАЗа, хотя и подходит по резьбе штуцеров, отличается углом конусов герметизации. Полностью устранить течь ТЖ в соединении нового шланга и видавшего многое РТЦ не удалось, удалось только свернуть резьбу в самом РТЦ. 🙂

В основном ЗАЗе при перегонке на зимнее «ПМЖ» обнаружена серьёзная неисправность — откуда-то в районе радиатора в левой части МеМЗа начал просачиваться бензин с выхлопными газами и характерным треском, а один из цилиндров начал «троить». Это наводит на неприятные мысли о ГБЦ…

В связи с выпадением первого снега и дневными заморозками, работы по восстановлению приостановлены до весны.

15 августа 2015 По многим причинам, открыть ЗАЗ-сезон не удавалось до августа. Двигатель завёлся нормально, но стал сильно троить и иногда даже двоить (на холостых оборотах). Нагрузку не держит, при попытке заглохнуть на газ почти не реагирует (приходится сильно газовать до троганья с места). Был вскрыт трамблёр, обнаружился сильный износ контактов в крышке. Поменяли. МеМЗ стал работать чуть лучше.

Дальше решили осмотреть свечи. Оказалось, что одна свеча убита в хлам и две немного замаслены. Но главное то, что со стороны, откуда осенью я чувствовал выхлопные газы и слышал треск, под свечой не было шайбы! Поменял свечи, кроме одной хорошей — двигатель завёлся с пол-тычка, и стал работать нормально. Но на любых оборотах немного коптит, предстоит разбираться в причинах.

28 ноября 2015 В связи с тем, что уже 4 года крупных работ провести не удавалось (при этом по мелочам ЗАЗ уже в неплохом состоянии), и через знакомых удалось найти реставрационную мастерскую неподалёку от места хранения Горбатого, решили отдать ЗАЗ туда. Тем более, что по деньгам это тоже самое, что и делать самостоятельно. Но готовый автомобиль можно будет забрать уже в апреле. Рабочие знакомы с «горбатым», услуги свои не навязывали, цену не пытались заламывать, сама мастерская во время экскурсии очень понравилась, при нас занимались двумя Чайками, Chevrolet конца 50-ых годов и BMW 38 года — поэтому есть доверие к ним. За три коробки запчастей в комплекте с объектом реставрации мастерская сделала приличную скидку.

Осмотр специалистами показал, что движок в очень неплохом состоянии (правда, на улице было ок. -2 градусов, и при попытке снять холодную коробку с передачи порвалась кулиса, поэтому перегонять Горбатого к ним пришлось на эвакуаторе). Передние амортизаторы не родные (без пружин, т.е. 966-ые, горбатовские были с пружинами), но очевиден пиздец торсинам с одной стороны, и под вопросом торсионы с другой.

Посылка собранаОтправка в ремонтную мастерскую
Отправка в ремонтную мастерскуюОтправка в ремонтную мастерскую

Продолжение в апреле…
Процесс реставрации мы будем контролировать, разрешили заезжать фотографировать, так что, надеюсь, процесс реставрации кузова, ремонта передней подвески, установки недостающих / утраченных элементов и пр. всё же удастся описать на данной странице.

5 декабря 2015 В мастерской Горбатого частично разобрали, и сделали пробную пескоструйную обработку кузова для определения будущего объёма работ. Кузов в очень хорошей сохранности, поэтому необходимо только выправить (или заменить) явно правленое за бутылку правое крыло, запаять несколько сквозных отверстий (коррозия) и несколько трещин в точках крепления двигателя. Тросы и проводку решено заменить на новые. Салон будет перешит с использованием ткани, идентичной родной.

После пробной пескоструйкиПосле пробной пескоструйкиПосле пробной пескоструйкиПосле пробной пескоструйкиПосле пробной пескоструйкиДвижок с коробкой отдельноВ реставрационной мастерской

11 марта 2017 Из мастерской наконец-то поступили хорошие новости. Большая часть работ по Горбатому завершена. Скоро можно будет забирать. Изначальный срок, март 2016 года, пришлось дважды переносить, по причине то отсутствия деталей, то недостатка специалистов по ЗАЗ-965. Вопреки записи в договоре «восстановить в заводском виде», были установлены сидения с тканью а-ля автобусы Мосгортранса и слямжены родные бампера в состоянии «под перехром». Вместо них хотели установить (и, к счастью, не успели) чуть менее царапанные колхозные бампера, слепленные из двух половин пластиной с болтами и имеющие клыки, прикрывающие неродные крепления из резины. Удалось договориться на том, что пока ЗАЗ мы забираем как есть, а потом приедут и доустановят нормальные бампера, как только те придут из Украины. В мастерской увидев образец родного бампера (с Ялты-донора, на фото ниже) выпучили глаза и извинились.
В реставрационной мастерскойВ реставрационной мастерскойБампер на доноре (Ялте-965АЭ)Родное крепление бампера ЗАЗ-965
25 марта 2017 Запорожец вернулся из мастерской. Кузов сделан. Но работ по восстановлению меньше не стало, изменился только их список…
Продолжение следует…

Отсканированное родное руководство по эксплуатации и ремонту ЗАЗ-965А и 965АБ 1968 года (формат DJVu для WinDjView). И она же в формате PDF для Adobe Reader с распознанным текстом (при копировании опасайтесь ошибок распознавания!). Без него к Запорам лучше даже близко не подходить, настолько необычный это автомобиль.



Поделиться в соцсеть


2 комментария к “Запорожец”

  1. Восхитительно! Но меня заинтересовали часы от Москвича-403. Он на ходу,а часы нет. Жду предложений 89096175320 или email.

  2. Здравствуйте! Часы скорее всего будут оставлены после реставрации автомобиля (с другими фотографиями). Данные часы также не на ходу (ручка завода крутится с минимальным усилием и бесконечно), т.е. их ещё надо восстанавливать.

Оставить комментарий

:D :) ;) :( :o :shock: :? Больше смайлов »

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.