Персональный сайт Александра Тауениса » Ленинград-Т2

Ленинград-Т2

В послевоенные годы в СССР началось бурное развитие телевидения. В мегаполисах страны советов стали появляться телецентры, вещающие каждый день в «праймтайм» спектакли и кинофильмы. Практически каждая обеспеченная семья получила возможность проводить культурный досуг в кругу семьи и соседей. Очагом развития телевещания стал город Ленинград, где было разработано сразу две основные модели телевизоров — КВН-49 (Т1) и Ленинград-Т1. В дальнейшем Ленинград-Т1 был модернизирован до более современной модели, Ленинград-Т2.

Ленинград-Т2 / Leningrad-T2

Используйте стрелки для просмотра других фотографий!

Телевизионный приёмник «Ленинград» типа Т2 был разработан в 1949 году инженерами Ленинградского радиозавода им. Козицкого. Впоследствии выпуск был также организован на заводе Саксенверк в ГДР. Он имеет чёрно-белый круглый кинескоп диаметром 23 см, с видимой частью изображения размером 180х135 мм, позволяющий вести просмотр 8-10 зрителям одновременно (по меркам 1949 года). Телевизор может принимать аналоговый сигнал на частотах 1, 2 и 3 метровых каналов на расстоянии до 50 километров от телецентра. Также телевизор может работать как радиоприёмник на всех общепринятых (в начале 1950-х годов) диапазонах: ДВ, СВ, КВ 4100-11900 КГц и УКВ 64-67 МГц. При работе в качестве радиоприёмника телевизионная часть отключается, и можно закрыть экран кинескопа шторкой. Хочу отметить, что шторка была не только декоративным решением, первоначально устанавливавшиеся кинескопы ЛК230 (23ЛК1Б) при длительном воздействии на экран солнечного света имели свойство быстро выгорать. Для увеличения размера изображения выпускались пластиковые линзы, которые наполнялись дистилированной водой или глицерином.

Данный телевизор являлся прямым конкурентом популярных у населения приёмников КВН-49. В отличие от КВНа, у него был большой экран, который иногда даже было комфортно смотреть без линзы, более совершенная приёмная часть, позволяющая использовать комнатные антенны, а также имеется встроенный радиоприёмник. Однако, объёмы производства и техническая сложность Ленинградов привели к дефициту их в продаже и очень высокой цене. Как результат, такие телевизоры чаще оказывались у партийных чиновников и офицеров, а обычное трудовое население в лучшем случае могло купить КВН-49. А большинство граждан или не могли позволить себе такую роскошь, как телевизор, или же находились вне зоны действия телецентров.

На передней стороне находятся ручки управления: громкость с тембром, фокусировка, контрастность, яркость, точная настройка на канал и частоту в УКВ, переключатель режим работы. На верхней стороне фанерного ящика, отделанного орехом, находится радиоприёмник для длинных, средних и коротких волн. Диапазоны ДВ и СВ разбиты на 3 поддиапазона для более удобной настройки, ведь именно в них тогда было больше всего станций. На задней стороне телевизионного приёмника располагаются гнёзда для антенн (большое нестандартное гнездо для антенны телевизора и УКВ радио и обычное гнездо «banana» для антенны радиоприёмника), разъём для подключения звукоснимателя (AUX-вход), а также ручки для настройки телевизора.

В те годы процедура установки телевизора являлась целым событием. В момент перерыва в ТВ вещании мастер из телеателье устанавливает антенну и сам телевизионный приёмник на месте. Затем приёмник включается, и по настроечной таблице ТИТ-0249 ручками на корпусе телевизора выставляется качественное отображение таблицы. После чего мастер проводил краткое обучение хозяина правилам пользования телевизором.

Размер изображения 180х135 мм. Чувствительность по каналу изображения 500 мкВ. Потребляемая мощность 320 Вт, при приёме радиостанций 120 Вт. Выходная мощность звука — 2,5 Вт. Диапазон частот 100…5000 Гц. Чёткость 400 линий. Установка оформлена в деревянном, отделанным шпоном или под ценные породы дерева футляре с размерами 780х400х460 мм. Масса модели 52 кг. Питание ТВ от сети переменного тока напряжением 110, 127 или 220 в.

Конструктивно Ленинград-Т2 является супергетеродинным приёмником, имеющим раздельные каналы усиления ПЧ изображения и ЧМ-звука. Телевизор не имеет никаких автоматических подстроек, всё выставляется вручную регуляторами на корпусе. Усиление сигнала выбирается ручкой контрастности для каждого канала, АРУ отсутствует. Поскольку для приёма УКВ радио используется часть схемы телевизора, отвечающая за приём второго канала (он близок по частоте к УКВ диапазону), ручка контрастности может быть полезна при слишком высоком уровне сигнала на местности. Параметры развёрток также устанавливаются вручную под каждый канал. Внутри имеется 32 лампы, включая кинескоп.

Радиоприёмник выполнен отдельным блоком, и является упрощенной версией известного радиоприёмника «Ленинградец«.

Блок питания фактически представляет собой 2 независимых БП. Один питает приёмную часть и усилитель, а второй включается при работе в телевизионном режиме и питает исключительно ТВ часть.

Экспонат в коллекции выпущен в 1953 году Советским Акционерным Обществом «Кабель» на заводе Саксенверк, г. Радеберг, восточная Германия. Последние много десятков лет он находился в частном доме в Электростали (вероятно, являясь едва ли не единственным Т2 в этом провинциальном городе), и чуть не отправился на помойку, но его удалось вовремя выкупить вместе с линзой. В нём отсутствовал выключатель телевизионной части, то есть тумблер, располагающийся в переключателе рода работы, управляющий вторым блоком питания. Вместо этого наружу были выведены провода, на которых когда-то висел выключатель. На заводское место отлично встал более современный тумблер с пластиковым рычагом. После включения оказалось, что на экране нет изображения. Даже если замкнуть катод трубки с корпусом телевизора, никакого свечения не появлялось, хотя высокое напряжение на аноде трубки имеется. В телевизоре стоял уже не родной кинескоп 23ЛК7Б с ионной ловушкой, и магнит ионной ловушки был установлен неправильно. После поворота магнита на 180 градусов появился растр с белой полосой по середине (фото). Белую полосу удалось убрать заменив демпфер строчной развёртки (5Ц4С).
Далее был сделан кабель для подключения источников сигнала. Разъём здесь нестандартный, и в 2019 году такие штекеры не выпускаются совсем. Пришлось изготовить штекер самостоятельно из медной трубы и куска проволоки. Большой диаметр 13 мм, диаметр центрального штырька 4 мм., а его длина около 19 мм.
Антенный кабель

За 66 лет полностью исправного в телевизоре осталось довольно мало. Был уменьшен размер и нарушена линейность развёрток, в прямом смысле сломалось несколько переменных резисторов и не выставлялась частота кадров. Только кинескоп светил достаточно ярко, несмотря на тоже солидный возраст (на колбе обозначен 1962 год выпуска).

Первым делом пришлось заменить переменный резистор установки частоты строк. В нём был неустойчивый контакт, а также начал рассыпаться силуминовый корпус. Эти силуминовые резисторы одна из характерных особенностей техники производства ГДР 50-х годов. Извлечь старый резистор удалось только раскрошив его на мелкие куски, и вынув при помощи молотка и отвёртки. Открутить гайку полностью не представлялось возможным. Хорошо, что на место немецкого силуминника отлично встал советский резистор СП-3. Такая же участь постигла и резистор контрастности, который пришлось заменить строго на СП-1, т.к. у СП-3 логарифмическая характеристика, а у СП-1, как и у оригинального резистора линейная. Форма характеристики изменения сопротивления для регулятора контрастности имеет большое значение, т.к. с логарифмической хар-кой выставлять контрастность крайне неудобно.

Далее была предпринята попытка разобраться со скаканием кадров. Оказалось, что от времени изменились параметры БТК, и пришлось уменьшить номинал постоянного резистора, включённого последовательно с регулятором частоты кадров. После этого кадры стали чуть стабильнее. Но синхронизация все равно оставляла желать лучшего. Картинка очень любила синхронизироваться по контрастным местам, а не синхроимпульсам, идущим «сверху» от видимой части картинки. Исследование схемы осциллографом показало, что на БТК поступает часть видеосигнала, хотя по идее туда должны проникать только синхроимпульсы, выделенные амплитудным селектором. Причиной оказались чёрные немецкие металлобумажные конденсаторы в амплитудном селекторе. Это конденсаторы известны в кругу реставраторов электроники свой ненадёжностью и иногда даже взрывоопасностью. Удивительно, что в моём случае они даже не грелись. После замены конденсаторов в селекторе синхроимпульсов картинка стала стабильной.

К сожалению, в процессе работы внезапно отказал кинескоп. Изображение начало мигать, появилась тёмная движущаяся полоса (см. видео). Оказалось — обрыв катода. На помощь пришла компания из г. Запрудня, занимающаяся регенерацией старых кинескопов. У них удалось заказать новый кинескоп, близкий к 23ЛК1Б и 23ЛК5Б. Фактически это 23ЛК1Б с алюминированным экраном как у 23ЛК5Б. Он отлично подходит к Ленинградам, не требует магнита ионной ловушки и имеет высокий заявленный срок службы. Видео замены приёмных трубок.

Далее для получения максимального качества изображения заменил лампы в кадровой развёртке (6Н8С и выходную 6Ф6, вместо которой отлично подошла 6П6С). Пентод 6Ф6 (6F6) и лучевой тетрод 6П6С (6V6) являются взаимозаменяемыми, но 6П6С в большинстве случаев работает гораздо лучше 6Ф6. Также в кадровой развёртке понадобилось заменить чёрные бумажные конденсаторы, только тогда стало получаться отрегулировать размер и линейность изображения.

Геометрия в Т2 регулируется 10 точками: 5 по кадрам и 5 по строкам. Режим работы строчной развёртки задаётся двумя резисторами в нижней части шасси (закрыты крышкой), которые выставляют режим работы демпфера и линейность отклонения луча, и двумя резисторами в задней части шасси, отвечающими за размер и центровку изображения. Однако, размер лучше регулировать вместе с 2 «скрытыми» резисторами, тогда можно точно выставить линейность развёртки. Но перед настройкой геометрии желательно точно выставить частоту строк под конкретный источник сигнала, поскольку АПЧиФ СР в Ленинграде нет, синхронизация очень примитивная. Кадровая развёртка также настраивается 5 резисторами. Это частота кадров, размер по вертикали, центровка, а также два резистора внутри корпуса телевизора. Один спрятан между лампами в глубине шасси сверху, он задаёт линейность развёртки в верхней части изображения. Другой находится с нижней стороны шасси, и регулирует линейность в целом.

С новым кинескопом после ремонта и регулировки картинка стала сочная, яркая и приятная. Но внезапно свалившиеся на меня дипломная работа и преддипломная практика заставили отложить работы с Т2, и окончательно его настроил уже после отключения аналогового вещания Первого канала с телебашни в моём регионе. Остался ТВ-Центр, но и его скоро должны отключить. Так как же продолжить смотреть Т2 в эпоху, когда кроме другого Т2, DVB-T2 ничего в эфире не останется? Правильно, подключить приставку цифрового ТВ. Как ни странно, даже к такому старинному «ящику» её подключить не проблема. Но это уже тема для отдельной статьи…



Поделиться в соцсеть


Оставить комментарий

:D :) ;) :( :o :shock: :? Больше смайлов »

Защита от спама * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.